Тема урока Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
ЦЕЛИ УРОКА повторить понятия, касающиеся простых и сложных предложений; систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания; воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и трудолюбия; развивать у учащихся навыки, необходимые для определения сложных и простых предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ).
Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа с классом по изученному материалу. Какой раздел науки о языке мы изучили? Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация? Какие знаки препинания мы научились ставить? Что такое словосочетание? Какие виды словосочетаний вы знаете? В чём отличие простого предложения от сложного? Когда можно поставить тире между подлежащим и сказуемым? Какие предложения являются односоставными? 2.Индивидуальная работа по карточкам на месте и на доске.
Карточки К№1(у доски) Подчеркнуть грамматическую основу предложений, рассказать, чем может быть выражено сказуемое. Вода в лесном ручье холодна и прозрачна. В январский день солнце светит, но не греет. Птицы – наши друзья. Природа нашего края скромна. Леса здесь сплошь хвойные. К№2(на месте). Выписать из данного предложения словосочетания, определить их вид и строение. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
Работа с новыми словами, которые записываются в словарь. Салют - праздничный фейерверк. Просека (от сечь)-очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, для обозначения какой-нибудь границы. Горизонт-линия, отделяющая небо от земной поверхности.
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. Задание: выделить три предложения День был субботний: выражающие основную мысль стихотворения. Иоанн Богослов. Какие это предложения? Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. А.Ахматова Анализ простых предложений.
Анализ сложных и простых предложений. Какое это предложение? А.С.Пушкин объединил три предложения интонационно, получилось одно сложное предложение. [ ],[ ],[ ]. Какое это сложное предложение?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы топаем ногами. Топ, топ, топ Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп Качаем головой Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы руки разведём И побежим кругом.
Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись по разным сторонам. Изредка поздней осенью выдаются такие дни, когда тёплый туман залегает над рекой и лежит до самого вечера. В чём сходство и различие этих двух предложений?
Где живут союзы? Почему они в разных домиках?
Работа с текстом Ровные стружки. Лучше всех плотников работал лохматый Фёдор. В корявых его руках топор превращался в крылатое существо. Сначала Фёдор делал насечки, которые потом он использовал. На топор плотник не глядел, но насечки клал ровно и быстро. Мастер одним ударом снимал слой дерева, и в сторону отлетал пахучий горбыль. Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков, нарисуйте схемы.
Самостоятельная тестовая работа. 1.Зима будет холодной если белка делает большие запасы. 2.Солнце скрылось за горизонтом потому что наступила ночь. 3.Море утихло и только изредка глухо вздыхало. 4.Нелюдимо наше море день и ночь шумит оно. 5. Я научилась просто мудро жить смотреть на звёзды и молиться Богу. 6.Из-за кустов вдруг выглянул мальчик и тут же исчез. Задание: 1-ый вариант выписывает номера предложений простых с однородными членами, рисует из схемы. 2-ой вариант выписывает номера сложных предложений, рисует их схемы.
Подведение итогов. 1. О чём мы сегодня говорили? 2. Какие предложения являются сложными? Какие виды сложных предложений вы знаете? 3. Какие союзы подскажут вам, что предложение сложноподчинённое, а какие, что предложение сложносочинённое? 4. Какие члены предложения могут быть однородными?
Домашнее задание. 1.Контрольные вопросы и задания стр.105-106. 2.Упражнение 251 (по данным схемам составить предложения на тему «Мы дежурим».) 3. Кто затрудняется работать со схемами, написать несколько предложений на тему «Мы дежурим»