Культура речи Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. (В.А. Сухомлинский) Грамматические нормы
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей (3) напоминающих (4) хребты громадных рыб.
Синонимические конструкции(синтаксические нормы) какой?Какая?Какое?Какие?
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом 1) В последние десятилетия XX века в отечественной литературе о подростках появилось много замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют читателя равнодушными.2) Известны два перевода баллады Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», в основу которой положена старинная народная песня.3) Семьдесят рассказов и повестей создал Э. По, которые оказали огромное влияние на развитие всей мировой литературы, на творчество многих писателей.4) Толчком для создания романа «Робинзон Крузо» послужил очерк, который рассказывал о судьбе одного английского моряка – Александра Селькирка.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.1) Средства массовой информации, в частности телевидение, влияют на количество речевых ошибок, которые допускают люди.2) Надо любить и хранить такие образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров слова.3) Самые лучшие обычаи народов, которые заключают в себе мудрость и доброту, живут и сейчас.4) Язык народа – это феномен, достояние, которым мы не вправе пренебрегать.
Причастие и причастный оборот Грамматические ошибки!
Придумайте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, употребив слова (роса блестит, сверкает, переливается) и простое предложение с причастным оборотом.
Повтори! Как образуются причастия настоящего времени? Причастия образуются от основы глагола настоящего времени путём прибавления суффиксов
Повтори! Как образуются причастия пошедшего времени? Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глагола (или основы глагола прошедшего времени) при помощи суффиксовДействительные причастия прошедшего времениН-р: строивший,лаявшийСтрадательные причастия прошедшего времениН-р: рассказаННый,вычислЕННый,расколоТый
Перепишите, вставив пропущенные буквы.Отметьте номера слов, в которых пишется А(Я). 1) МУЧ…ЮЩИЕСЯ ЛЮДИ, 2) ТА…ЩИЙ СНЕГ, 3) ВЗВЕШ..ННЫЙ ОТВЕТ, 4) КА…ЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК,5) СКОРОПОРТ…ЩИЙСЯ ПРОДУКТ, 6) ЛА…ЩАЯ СОБАКА, 7) ПОДВЕШ…ННАЯ ЛАМПА, 8) РАСТЕР…ННЫЙ ГОЛОС, 9) НА ЛАДАН ДЫШ…ЩИЙ ЧЕЛОВЕК, 10) БОЛЬНО ЖАЛ…ЩАЯ ПЧЕЛА.
А приходит мне в голову лучшееиз лучших:проб…рающийся сквозь иглы к…лючиесолнечный лучик,проб..вающаяся между плитисхоже(н, нн)ых м…лодая травинка,выступающая от чу(?)ств восторже…ыхна глаза сл..зинка. (Н. Асеев)Найдите одиночные причастия, причастные обороты и определяемое существительное, подчеркните как члены предложения. какой?СУЩ. , / ПРИЧАСТИЕ + ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА/, ……
Недопустимо рассогласовывать причастие во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительным причинам.
Задание Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время в России.Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России.
Причастный оборот не должен включать в себя существительное, от которого ставим вопрос к причастному оборотуЯ держу в руках отредактированную рукопись автором. Я держу в руках /отредактированную автором /рукописьЯ держу в руках рукопись, /отредак-тированную автором/.
Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному Горная цепь тянется с востока на запад, /состоящая из множества хребтов/. Горная цепь, /состоящая из множества хребтов/, тянется с востока на запад./Состоящая из множества хребтов/, горная цепь тянется с востока на запад.
На месте каких цифр должны стоять запятые? Аккуратно свёрнутый (1) спальный мешок и рюкзак(2) замаскированные листьями папоротника (3)были спрятаны под густыми и колючими ветками дикой ежевики(4) сплошной стеной окружавшей (5) вековую сосну.
Напишите сочинение – этюд, используя синонимичные конструкции предложений: сложноподчиненного с придаточным определительным и простого с причастным оборотом или однородными обособленными определениями.
Орфоэпические нормы Нормы ударения
В каком случае выделенная буква обозначает неправильную постановку ударения? 1. 1) возбужденО (дело) 2) (морские) пОрты 3) агЕнт 4) арахИс2. 1) алкогОль 2) анАлог 3) апартАменты 4) арЕст
В каком случае выделенная буква обозначает неправильную постановку ударения? 3. 1) баловАть 2) бантЫ 3) безУдержный 4) берестА4. 1) бОязнь 2) вЕрба 3) вероисповЕдание 4) вклЮчит
Информация! Обратите внимание! * Вариантные ударения могут иметь разную стилистическую окраску, употребляться в разных сферах общения: кОмпас и компАс у моряков, каучУк и кАучук у нефтяников и работников химических предприятий. * Варианты, характерные для поэтической речи, снабжены в орфоэпическом словаре специальной пометой (поэт.): кладбИще, шелкОвый, окровавлЕнный.
Стилистические недочеты и речевые ошибки Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М. Горький
Исправьте предложения! Пирин неповторим красотой: его вершины точно мраморные рёбра.На соседнем участке вершится чудо – там рождаются комплекты приборов для физического практикума в школах.Исключить потери картофеля – такая мысль должна неустанно пульсировать в сердце каждого селянина.
Исправьте ошибки! Найдите выражения фразеологического характера, укажите, насколько стилистически оправдано их употребление в контексте. После неудачного окончания торжества художественный директор программы объяснял, что праздник этот был спущен сверху.Иногда на приём к директору приходят рабочие и начинают качать права.Отвечая на вопросы о причинах ухода со своего поста, министр сказала: «Я хотела чувствовать, что то, что я делаю, не мартышкин труд».
Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» Павловск, 2008 год