Тема урока в 5 классе: «Синтаксис». Цели: сформулировать понятие синтаксиса русского языка;привить любовь и уважение к родному языку.
Изучение нового материала Перед вами набор слов.Например, за, наступать, вечер, приходить, температура, падать, горизонт, минус, холод, солнце. Составьте предложение или предложения из этих слов.
Изучение нового материала Наступил вечер. Солнце зашло за горизонт, и температура резко упала.— Каким образом мы составили это предложение?
Предложение было составлено по определенным правилам, которые должны соблюдаться в русском языке. Например, одно из таких правил,что в нашем языке все слова в предложении должны бытьсвязаны между собой грамматически, то есть мы не можем сказать: «Наступило вечера, солнце зашло горизонт за».Будь то устная или письменная речь, должны следовать правилам построения предложения. Раздел науки о языке, который устанавливает для нас эти правила, правила построения словосочетания и предложения, называется синтаксис.
Закрепление изученного материала 1 задание. Даны слова. Из этого набора слов учащиеся должны составить небольшой рассказ на тему «Приход весны». Все предложения должны быть составлены по синтаксическим правилам, то есть слова в них должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. А предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу. Можно добавить несколько своих слов в рассказ. Но основную массу должны составлять данные слова:Весна, зима, тепло, холодный, ветер, дождь, температура, солнце, трава, цветы, земля, любить, серый, белый, яркий, небо, дерево, листва, птицы.
Закрепление изученного материала 2 задание. Выполните письменно упражнение № 115.
Закрепление изученного материала 2 задание. Выполните письменно упражнение № 115. Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все, я люблю не морозные, красные, ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.
Закрепление изученного материала 2 задание. Проверка.Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все, я люблю не морозные, красные, ветреные дни; я люблю теплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Закрепление изученного материала3 задание. На доске записано стихотворение С.А. Есенина. В нем пропущены некоторые слова. Учащиеся должны переписать его, вставив недостающие слова: зеркало, задремали, румянит, сережки, улыбнулись................звезды золотые,Задрожало..........затона,Брезжит свет на заводи речныеИ .....................сетку небосклона......................сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые ............,И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым yтpoм»!
Закрепление изученного материала4. Игровое упражнение. Выполняется устно. Учащиеся должны определить, где в предложении допущена ошибка, и исправить ее.Пришел осень. Листва оделась в золотые деревья. Стал реже появляться солнце.Много дождь. На смену осени приходил зима.
Итог урокаЧто сегодня узнали нового, что повторили?Я узнал…Было интересно…Особенно понравилось…Оказалось неожиданным…Вызвало затруднение…Было сложно…
Итог урокаДомашнее задание. Параграф 23. Упражнение №116.
Спасибо за урок!