ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ОСЛОЖНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подготовка к Е Г Э 11 классУчитель МОУ СОШ №8 Курского района Ставропольского краяБелоножкина Наталия Андреевна
ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОГО ОСЛОЖНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Грамматика повелевает даже царями.Ж.МольерЦель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения.1. Каковы признаки простого предложения?2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?
Кисель там варят из резины,Галоши делают из глины, Кувшины лепят пирожки...
Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)
ВВОДНЫЕ СЛОВАне являются членами предложения на письме выделяются запятыми ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮРАЗЛИЧНАЯ СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИБОЛЬШАЯ – разумеется, действитель- но, конечно, безусловно, бесспорно …МЕНЬШАЯ – возможно, вероятно, кажет- ся, пожалуй, очевидно, может быть…РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению …ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ И ИХ СВЯЗЬ во-первых, вместе с тем, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот… ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ (КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ СООБЩЕНИЕ) как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам …ЗАМЕЧАНИЕ О СПОСОБАХ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать…Конечно, поездка понравилась всем.Кажется, вы приходили только вчера?Как нарочно, дождь шел вторыесутки.Вы взяли частный случай и возвелив общее правило, стало быть,клеветали. (Достоевский) По сообщению синоптиков, погодадолжна улучшиться.Как говорится, дело мастерабоится.
СЛОВА, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ ИНЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально._______________________________________
Тренировочные упражнения Задание: расставьте знаки препинания в предложениях1. У меня к сожалению было очень мало времени.2. У всех присутствующих к сожалению о содеянном прибавилось еще и чувство тревоги.3. Левитан решил изгнать со своих холстов темные тона правда это не всегда ему удавалось.4. Всё меняется, одна правда остается. 5. Их дружба казалось будет вечной.6. Море казалось бездонным и совершенно чёрным.7. Влияние степных, горных или водных далей на психику современного городского человека мало изучено однако врачи и ученые придают всё большее значение благотворному действию простора. 8.Однако он не был слишком щедрым на похвалу.
Задание: объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени еще не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
Краски и звуки осени (1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему,надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.(3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогломне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше,когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти имокрых московских крышах. (6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба. (7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую,коричневую, черную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди,мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давалодостаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряныепожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальнойпозолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльевпролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкиекрасные внизу и совсем ещё зеленые на верхушках. (14) Деревья начинали желтетьснизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
Задание: Среди предложений 1 - 5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.Среди предложений 6 – 10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер(а).Среди предложений 11 – 14 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.
Чувствую ли я себя готовым к выполнению заданий А19, А-20, А-21, А-22 и Б-5?Есть ли необходимость еще раз повторить этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить и в какой форме?
Домашнее задание: упражнение № 333 из учебника А.Д. Дейкиной