Урок русского языка в 5 классе на тему:Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Учитель русского языка:Грибанова И.Э.МОУ СОШ №3с.Камбулат Туркменского районаСтавропольского края
Цели урока: восстановить в памяти учащихся правило об условиях выбора постановки Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов; дополнить новыми сведениями уже известные детям; развитие орфографических и пунктуационных навыков.
Мягкий знак после шипящих пишется: На конце существительных женского рода, единственного числа, именительного падежа: мышь, ночь, глушь.У глаголов во всех формах. Сохраняется и перед -ся, -те: стеречь – стеречься – стережешься; плачь – плачьте.
Мягкий знак не пишется На конце существительных мужского рода, единственного числа, в именительном падеже: грач, плащ, марш.У существительных женского и среднего рода в родительном падеже, множественном числе: туч, рощ, зрелищ.На конце кратких прилагательных: хорош, свеж, пригож.
Употребление Ь в глагольных формах: в неопределенной форме: мыть - мыться беречь - беречьсяв окончании 2-го лица ед. ч.: радуешь - радуешьсяв повелительном наклонении после согласных: взвесь - взвесьтев возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной: учись, вернись, скрылись
Физминутка
Задание 1: определите род имен существительных и выпишите их в две колонки. Обозначьте соответствующую орфограмму. Репортаж.., финиш.., щелоч.., гараж.., кумач.., круч.., скрипач.., помощ.., экипаж.., мелоч.., обруч.., багаж.., молодеж.., монтаж.., рубеж.., встреч.., тираж.., суш.., гореч.., плащ.., тягач.., камыш.., пейзаж.., выигрыш.., товарищ.., шпионаж.., свеч.., роскош.., сургуч.. .
Подготовка к ЕГЭ: выполнение заданий по типу А8. А8. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?1) отреж.. пирога, нет телепередач..2) очень тощ.., брееш..ся плохо3) спелая рож.., береч..ся от огня4) на уровне плеч.., компот из груш..
Подготовка к ЕГЭ: выполнение заданий по типу А8. А8. В каком примере на месте пропуска пишется Ь?1) Ситуация с оформлением на работу скоро разъяснит..ся.2) Автор романа не сомневает..ся в величии России.3) В поэме говорит..ся о вечном и мимолетном.4) К работе следует относит..ся серьезно.
Задание 2: Составить предложение со словом: молодёжь.Пример:Современная молодёжь Гордит..ся своей Родиной.
Домашнее задание: П.16, упр.76.
Спасибо за урок!