Проверяем себя.
Пр..восходный, скуч(?)но, н..нас(?)но, грус(?)но, д..леко, пр..хладно, пр..красно, наро..но, с..годня, (н..)навидеть, будеш(?), а(к,кк)уратно, р..шительно, стр…мительно, под(?)е..жать, б(?)ются, н..бесн.. л..зурь, сер(?)це, м..моза, боч(?)ка. Словарный диктант.
Проверяем. Превосходный, скучно, ненастно, грустно, далеко, прохладно, прекрасно, нарочно, сегодня, ненавидеть, будешь, аккуратно, решительно, стремительно, подъезжать, бьются, небесная лазурь, сердце, мимоза, бочка.
Какое утверждение неверно? 1) Степени сравнения имеют только наречия на –о (-е), образованные от качественных прилагательных. 2) У наречий такие же степени сравнения, как и у имён прилагательных. 3) В современном русском языке чаще употребляется простая, а не составная форма превосходной степени наречий. Проверяем себя.
ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА Чем дальше Жаворонок уходит в небо, тем милее ему земля и тем звонче о ней его песня. Он кругами поднимается вверх, все выше и выше, и уже видит землю лишь в контурах, в общих чертах. И в этих чертах — все самое для него дорогое. И Жаворонок поет, и песня его все звонче. Потому что он удаляется от земли. Поет Жаворонок. И от этой песни, в которой земля так хороша, его начинает тянуть обратно на землю. Чем больше поешь о земле, тем сильнее тебя тянет на землю… Пора возвращаться. И Жаворонок возвращается. Он все ближе и ближе к земле, он уже видит ее не в общих чертах, а в подробностях. В таких знакомых подробностях… И песня его все тише. Наконец она совсем обрывается, хотя он еще не долетел до земли. Молча он садится на землю. Молча смотрит по сторонам. Все те же травы, все те же груды земли, все тот же его родной дом, и все то же родное его семейство… Все такое знакомое, такое привычное… Жаворонка опять тянет в небо. И он поднимается — все выше и выше. И песня его все звонче, прекрасная песня, в которой земля так хороша, что невозможно от нее улететь, хочется вернуться на землю. 1. Прочитайте текст-миниатюру Ф. Кривина
2. Выпишите наречия в сравнительной степени со словами, с которыми они связаны, а затем прилагательные в сравнительной степени со словами, с которыми они согласуются. Как вы определили, к какой части речи относятся эти слова? 3. Выпишите из текста по 2 – 3 наречия разных разрядов. 4. Назовите степень сравнения выделенного прилагательного. 5. Как вы думаете, почему слово Жаворонок написано с прописной буквы? 6. Почему в тексте так много абзацев? Что этим хотел подчеркнуть автор? 7. Сформулируйте основную мысль текста. Как вы её понимаете? Напишите об этом.
Рефлексия. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я понял, что… 5. теперь я могу… 6. я научился… 7. я смог… 8. я попробую… 9. урок дал мне для жизни… 10. мне захотелось…