Буквы о и а на конце наречий
наглухо засветло досрочно слева досуха искоса
от приставок от способа образования
Приставки пишется только О пишется О или А в- на- за- из- до- с-
В наречиях с этими приставками пишется только О. Без проблем! в- на- со- за- влево насухо созвучно засветло
В наречиях с этими приставками может писаться О или А. Проблемные приставки! из- до- с- досрочно досыта изнеженно издалека
от приставок от способа образования
из- до- с- если наречие образовалось от беприставочного прилагательного если у прилагательного уже была приставка
достойн… досух… Сравним два слова сухой достойный а о В первую очередь проверяем, от чего образовано наречие!
Но запомнить все приставки все равно. довольно сложно в- на- со- за- из- до- с- О ? А?! Как различить?!
в- на- со- за- из- до- с- Окно спешит на помощь! Кто поможет?! Окно?!
Слово окно позволяет проверить, после каких приставок пишутся О и А Потому что наречия ведут себя точно так же, как слово «окно» с предлогами. Это как?
издавн… окно из окна а Из окна вылетела стрекоза.
досух… окна до а Шарик не долетел до окна.
вправ… окно в о В окно выглянул мальчик.
наглух… окно на о На окно поставили решетки.
доверительн… окна до о Сюрприз! Образовано от прилагательного с приставкой! доверительный Всегда проверяем!!
Но это трудно! Есть другой способ!
в- на- за- занаво с- до- из- досиза
Так как мы определяем, о или а? Есть несколько способов!
Проверьте себя! Наречие образовано суффиксальным способом: досрочно← досрочный; исправно ← исправный 2. Образовано приставочно-суффиксальным способом: 3. Взять слово окно с таким же предлогом, как приставка у наречия, то можно определить, какой суффикс: О или А – надо писать на конце слова: из окна - издавна ДО С ИЗ ЗА НА В
213. Запишите наречия в составе словосочетаний или предложений. Вставьте пропущенные буквы. Сгоряч.., дочист.., затемн.., вправ…, направ.., справ.., замертв…, издавн.., наглух.., издалек.., досух…
Упражнение 214. Образуйте приставочно-суффиксальным способом и запишите все возможные наречия с суффиксами – О, - О от прилагательных левый, сухой, долгий, давний, чёрный, простой. Выделите морфемы, которые участвовали в образовании наречий.
215. Образуйте наречия с суффиксами – о и – е от указанных прилагательных. Каким способом образования вы воспользуетесь? Искренний, сердечный, задушевный. Вежливый, учтивый, корректный, любезный, тактичный, деликатный. Настойчивый, упорный, напористый. Средний, посредственный, заурядный. 2. Какой суффикс употребляется после твёрдых согласных, а какой – после мягких? Выделите этот суффикс. 3. Как называются слова каждого ряда? С любыми наречиями- синонимами составьте словосочетания глаг. + нареч. х
216. Замените словосочетания наречием. Составьте с ними предложения. Подчеркните наречия как члены предложения Прежде, в самом начале, раньше чего – нибудь – (?)начала; легко и просто, без труда – (просто; опять, ещё раз – (?)нова; быстро, торопливо – (?)скоро; надменно, высокомерно – (?)высока; в правую сторону – (?)право; иногда, нечасто – (?)редка; чисто, до белизны – (?)бела; начисто, окончательно – (?)бело.
218. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание. Подчеркните наречия как члены предложения. 1) Сначал.. подумай, потом отвечай. 2) Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. 3) Снов.. Тучи надо мною собралися в вышине. 4) Самгин искос.. взглянул на жену. 5) Лишь изредк.. Телега стучит по мостовой. 6) Я рассчитывал, сойдя с поезда, что успею засветл.. Добраться до деревни. 7) Напилась земля досыт… 8) Обстоятельства разлучили их надолг…
Домашнее задание. § 39, с. 154 – 155, Упражнение 217: заполнить таблицу своими примерами.
Рефлексия. Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _____________________________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) _____________________________________________________ Сегодня на уроке научился(лась) лучше делать (что?) _____________________________________________________ Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) _____________________________________________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) _____________________________________________________ Осталось непонятным (что?) ______________________________________________________ Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ______________________________________________________