Урок русского языка в 7 классе Обобщающий урок по теме «Частица» Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна
Частица- служ.ч.р., не изм., не явл. членом предложения формообразующие Условное БЫ (б) Я (бы) сделал бы ещё (бы) лучше (бы) Повелительное Да, давай(те), пусть, пускай Ребята, давайте жить дружно!
отрицательные НЕ – отрицательный смысл Не буду говорить НЕ + НЕ = положительный смысл Не могу не говорить. НИ – в предложении без подлежащего НИ+НЕ, НЕТ = усиление отрицания
модальные Смысловые оттенки: НЕУЖЕЛИ, ИМЕННО, ЛИШЬ… Чувства: ЧТО ЗА, КАК, ВРЯД ЛИ… -ТО - КА Я задачу-то решил, а вот ты попробуй-ка
Повторение На какие группы делятся все частицы? Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются? Какие частицы используются редко? В каких стилях?
Анализ текста Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке. Неужели дятел? Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед. Как же, птица! Ещё я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
- Ну тогда ты, наверно, лесная мышь. Вот ещё – мышь! Бывает, я сам ем мышей. Хорошо! Ты, конечно, кошка. Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Ладно, ты – цапля. Где уж – цапля! Я таскаю из птичьих гнёзд яйца.
Точно, куница! Вот именно не куница. Куница – мой враг. А ем я ещё орехи, семена, ягоды и грибы. Скорее всего ты – свинья, которая забралась на ёлку!
Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: белки грызут не только орешки!
Вопросы и задания к тексту Прочитайте текст. Озаглавьте. Понравился ли он вам? Чем? Как его можно озаглавить? Сравните своё заглавие с авторским? Какое точнее? Определите стиль текста. Обоснуйте Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот ещё – лесная мышь. Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано энергично, сжато?
5. Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогла узнать о них? 6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, используя следующую последовательность:
Роль частиц в предложении и тексте 1.С какой целью употреблена частица? А) Для образования наклонений глагола. Б) Для выражения значений модальности. В) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания. Г) Для оформления предложения по цели высказывания.
2. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идёт – разговорные, аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные. На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.
Конструирование микротекстов по предложениям Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? А) Я приглашаю вас сегодня в гости. Б) И я приглашаю вас сегодня в гости. В) Я приглашаю И вас сегодня в гости. Г) Я приглашаю вас И сегодня в гости.
2. Какой частью речи является И в этих предложениях? 3. Сделайте выводы: Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании. Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать , о чём говорилось прежде, и предсказать продолжение текста. 3) Сконструируйте микротекст по каждому предложению.
Проблемный вопрос: В чём сходство и различие двух выражений: -Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня. -Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.
Выборочный диктант Из данных предложений выбрать частицы, определить разряд Не знаю, долго ли я пробуду в библиотеке. Было бы желанье, а дело всегда найдётся. Та же бочка стоит посредине двора. Ни дождь, ни ветер не отменял утренней зарядки. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту.
6. Наступил Новый год, который я встретил с каким-то особенным чувством. 7. Обгоревший дуб-то там стоит. 8. Я всё-таки должен сознаться открыто, что часто завидую им. 9. Где-нибудь в Ирландии луга уже пестреют цветами. 10. Путники кое-как добрались до базы.
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ!