« Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.» М.Горький
ГИА-А3 Тропы: Фигуры речи: Эпитет Сравнение Метафора Метонимия Синекдоха Гипербола Литота Олицетворение Перифраз(а) Анафора Параллелизм Антитеза Градация Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Многосоюзие Бессоюзие
Проверь себя! Тропы: 7 3 5 1 9 Фигуры: 3 4 2 0 ошибок – «5» 1 -2 ошибки – «4» 3- 4 ошибки – «3» 5 и < ошибок – «2»
ГИА- В1 1. Замените слово домище на стилистически нейтральное слово. 2. Замените слово домище на слово официально-делового стиля. 3. Замените слово поговорить на стилистически окрашенное.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе .
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком И его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения
Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.
Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
Виды содержательных и языковых способов сокращения текста. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Основные языковые приёмы компрессии исходного текста 1. Замены: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; - замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения: - исключение повторов; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких синонимов. 3. Слияния: - слияние нескольких предложений в одно.
Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение - вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.
В тексте должно остаться содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. (245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
Первый абзац Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.
Второй абзац Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.
Третий абзац В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.
Критерии оценивания ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла) ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла) ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла) Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7.
- Что должно быть отражено в сжатом изложении? - Какие способы сжатия текста вы знаете? - По каким критериям оценивается сжатое изложение?
Спасибо за внимание!