Орфографические и синтаксические задачи
АЛГОРИТМ(пошаговая подгатовка к ответу) Составила учитель русского языка и литературыКарпова Анна Михайловна П.Тура
1.Первичное изучение темы.2.Закрепление материала. Применение алгоритма:
1.Материал излагается кратко.2.Слова, несущие основную мысль, можно подчеркивать.3.Дается всему описанию более рельефный, наглядный вид.4.Ученик понимает логический ход рассуждения, обосновывает правописание.
не нарушать последовательности в перечислении условий правила.
Ь знак па конце слов после щипящих глагол ьнаречиекр.прилаг. ь мн.ч.; м.р.сущ-ное (много, мой) ь ед.ч.; ж.р. (она, одна) ьПримеры: отвлечь, плащ, дочь,вскачь(уж, замуж, невтерпеж) Рифмованный алгоритмВ глаголах и наречияхЗнак пишется всегда.А в кратких прилагательныхЕго нет никогда.Существительное - много,Существительное - мой – Знак не нужен никакой!А подставь она, одна - Мягкий знак пиши всегда!
ЧАСТЬ РЕЧИ ГЛАГОЛ ИМЯ СУЩ. КРАТ. ПРИЛАГ. ВСЕГДА Ь 3-Е СКЛ. ОСТАЛЬНЫЕ нет ь нетПримеры: смеешься дочь камыш горяч
Чтобы не ошибиться в правописаниимягкого знака после шипящих, надоопределить, какая это часть речи:1. Если это глагол – пиши ь.2.Если это существительное 3-го скл.-пиши ь.3.В остальных сущ-ных и в кр. прилаг.Ь не пишется
НАПИСАНИЕ И - Ы ПОСЛЕ Ц -ЦИЯЦИ -ЦЫН -ЦЫЙ -ЦЫИсключения:цыган,цыц,цыпленок,цыпочки,цыкнуть.Рифмованный алгоритмВ существительных на –цияМы всегда напишем – ия. Да и в корне, посмотри, Тоже пишем букву и.А в концовках –цын, -цый, -цыПишем только букву –ы.
О и е после шипящих В корне е(кроме искл.) глаг., причас. еЗа корнем сущ., прилаг. ОПримеры: шелк-шелка, запряжет(гл.), запряженный(прич.), речонка(сущ.), холщовый(прил.)Искл.: шорох, чокаться, шов,обжора и иноязычные слова. Рифмованный алгоритмПроблема в корне – проверяй:Е на е скорей меняй. После корня у глагольных Букву е пиши спокойно.В именных за корнем о – Это знаем мы давно.
После шипящих е пишется в словах: бечевка, ночевка, раскорчевка, тяжелый, дешевый, стажер, ухажер, печенка, тушенка, дирижер.
О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц (ВСЕ СЛУЧАИ) 1. Части речи глагол,причастие имя сущ., еимя прилаг. 2.Часть слова суффикс, окончание под ударением без ударения о е
РАССУЖДЕНИЕ:чтобы не ошибиться в написании о - е после шипящих и ц , надо: 1)определить часть речи:если это глагол или причастие, пиши всегда е,если это сущ-ное или прилагат-ное,то надо установить:2)в какой части слова гласная:если в корне, пиши е,кроме исключений: шов, шорох, шоссе, жонглер, мажорный и др.(орф.14),если в окончании или суффиксе, топод ударением – о, а без ударения – е.
Различение не и ни и н е= нет = даже и = и не..., и не не не – ни ни…,ни…не ответил не ответил ни слова ни день, ни ночь (нет) (не ответил даже и слова) ( и не день,и не ночь)
Н И НН в прилагательных и причастиях 1. Приставка (кроме не-) или нн - о / еванный2.Определите часть речиприлагат., образов.от сущ. причастие; прилаг., образ. от глаголов -ан- -онн- -ян- -енн- -ин- …н+н- 3.Зависимое слово н нн нет есть н нн4.Кр. причастия не раздельно н
Е и И в безударных личных окончаниях глаголов НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?) ВСЕ НА -ИТЬ (КРОМЕ БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) 7 НА –ЕТЬ ОСТАЛЬНЫЕ 4 НА –АТЬ 2 СПРЯЖЕНИЕ 1 СПРЯЖЕНИЕ И Е -АТЬ -ЕТЬ брить СЛЫШАТЬ СМОТРЕТЬ стелить ДЫШАТЬ ВИДЕТЬ ГНАТЬ НЕНАВИДЕТЬ ДЕРЖАТЬ ОБИДЕТЬ ТЕРПЕТЬ ЗАВИСЕТЬ ВЕРТЕТЬ
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ 1.Выясни, оканчивается ли глагол на – ить? да нет Вывод: пиши и 2.Входит ли в состав 11гл.- исключений? да нет Вывод: пиши и Вывод: пиши е Пример: колет-(колоть) – не на – ить, не искл., 1спр. е
Образец: плугом пашет (3-е л., ед. ч.) 1) пахать; 2) не на – ить; 3) не исключение( слышать, дышать, гнать, держать); 4) 1-е спр. – пиши е (мн. ч. –ут / -ют) пашут
Чередование гласных е и и в корне 1. Найди корень.2.Выясни, следует ли за ним суффикс - а - да нет3.Вывод: пиши 3.Вывод: пиши - и - - е –Примеры: забираю заберу
Правописание безударных гласных в корне 1.Найди безударный гласный в корне.2.Можно ли изменить форму слова так, чтобы гласный оказался под ударением? да нетПиши, как под ударением. 3.Подбери родственные слова. Есть ли среди них проверочное слово, чтобы сомнительный гласный оказался под ударением? да нет Пиши, как под ударением. Обратись к орф. словарю.
ПРИСТАВКИ НА З – И С - 1.Выдели приставку на з - и с - .2.Определи стоящую за ней букву. Она обозначает Она обозначает звонкий согласный. глухой согласный.Пиши в приставке Пиши в приставке з. с.
Виды простых предложений Признаки предложений1.Двусоставное (есть подлежащее и сказуемое).2.Односоставные: 1) определенно-личное(нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица); 2) неопределенно-личное(нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом 3-го лица множ. числа,а в прошедшем времени – просто глаголом во мн. числе); 3) безличное(нет подлежащего, сказуемое выражено любой частью речи, кроме глаголов 1-го и 2-го лица, а также глаголов 3-го лица мн.числа, в прошедшем времени – просто глаголов во мн.числе); 4) назывное(есть подлежащее, но нет сказуемого).
Чтобы определить вид предложения,надоопределить: 1.Есть ли в предложении подлежащее? да нет2. Есть ли сказуемое? 2.Выражено ли сказуемое глаголом 1-го или 2-го л. да нет да нетВывод: Вывод: Вывод: 3.Выражено ли сказуемое глаг. 3-го л. мн.ч., в прош. врем.- просто глаголом во мн. ч.? двусоставное назывное опр.-личное да нет Вывод: Вывод: неопр.-личное безличное