Урок русского языка6 класс«Имена существительные общего рода» МОУ «Красноярская СОШ»учитель русского языка и литературы Павлова А.А.
Тип урока: урок сообщение нового материала.Цели урока:-познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных;- сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;- начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.Метод обучения: проблемный урок.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы,сделайте синтаксический разбор.Св_тлая ночь и луна осв_щали дворцы.Подберите однокоренные слова к глаголу ОСВЕЩАЛИ.
Постоянные признаки имен существительных. -собственные и нарицательные; Маша картошка- одушевлённые и неодушевлённые; корова стул - относятся к одному из 3-х родов !!! ж.р., м.р., с.р. парта кофе шимпанзе
О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама.«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?
СРАВНИТЕ. «Умница, дочка!» – сказала мама.«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.
А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама.«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.Запишите те же существительные и определите род.
ВЫВОД. Имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.НОРод – это постоянный признак имён существительных.Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода?Как они называются?
В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.
Творческая работа. Составьте словосочетания вначале с теми словами, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем со словами, которые характеризуют человека положительно. Определите род. ЗадираЧистюляТихоняПодлизаЯбедаРазиняЗабиякаБедняжка СластёнаОбжораПлаксаСладкоежкаРёваМямляУмницаЗануда
Допиши окончание прилагательных и местоимений. Мой брат Витя – настоящ_ забияка.Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.Эт_ маленьк_ непоседа не мог сидеть спокойно.
Словарная работа (работа в парах) Пустомеля – (пустослов) тот, кто болтает вздор;Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник;Тихоня – тихий, смирный человек;Соня – любящий много спать человек;Плакса – тот, кто много и часто плачет;Лежебока – лентяй, бездельник;Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок; Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры;Неряха – неряшливый человек;Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.
Написать сочинение – миниатюру «Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану:1 предложение –положительные черты характера;2 предложение – отрицательные черты характера;3 предложение – своё отношение.
Какова тема урока?Существительные общего рода.Что нового узнали?Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначают лица женского пола, и могут быть мужского рода, если обозначают лица мужского пола.Чему научились?Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в п.в.
Домашнее задание.-Параграф 41 + Ш.П. (запись)- т.-опрос;- Упражнение № 229 (по заданию).