Имена существительные общего рода
Цель урока:познакомить учащихся с существительными общего рода; совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи существительные общего рода.
Повторение 1. Что такое имя существительное? 2. Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных. ( Число, падеж). 3. Назовите постоянные морфологические признаки имен существительных. ( Склонение, род ).4. Почему склонение является постоянным признаком имени существительного?5. Почему род является постоянным признаком имени существительного?6. Каким? Мужской, женский, средний.
Шестое апреля.Классная работа. Имена существительные общего рода.
Запишите предложения в тетрадь.Плакала Саша , как лес вырубали.Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал. (Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.Плакала Саша , как лес вырубали.Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал. (Н.Некрасов)
Запишите предложения в тетрадь.Плакал (жен. р.) Саша , как лес вырубали.Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал ( муж. р.). (Н.Некрасов)
Можно ли вне контекста опреде- лить род существительного Саша? Нет.Как определить род таких имен существительных? По контексту; по тому слову, с которым связано это существительное.
Опорный конспект1. Имена существительные общего рода, оканчивающиеся на –а (-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола . Умница. 2. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде. Какой умница !3. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода. Какая умница!
Существительные общего рода
Со словами работяга, задира, кривляка, умница составьте словосочетания прил .+ сущ. общего рода . Определите род имен существительных.
1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.2.Выпишите существительные общего рода.3.Какую оценку несут эти слова?4.Определите род этих имен существительныхПапа вазу опрокинул;Кто его накажет?- Это к счастью, это к счастью,Все семейство скажет.Ну, а если бы к несчастьюЭто сделал я!- Ты разиня, ты растяпа!Скажут про меня. (О. Григорьев)
1.Прочитайте выразительно стихотворные строчки.2.Выпишите существительные общего рода.3.Какую оценку несут эти слова?4.Определите род этих имен существительныхПапа вазу опрокинул;Кто его накажет?- Это к счастью, это к счастью,Все семейство скажет.Ну, а если бы к несчастьюЭто сделал я!- Ты разиня, ты растяпа!Скажут про меня. (О. Григорьев)
Старуха сидит под окошком,На чем свет стоит мужа ругает:«Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля избу!»
Старуха сидит под окошком,На чем свет стоит мужа ругает:«Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля избу!»
Отчего я не девчонка?Я бы маме так помог!Мама сразу бы сказала:« Молодчина ты, сынок!»
Отчего я не девчонка?Я бы маме так помог!Мама сразу бы сказала:« Молодчина ты, сынок!»
Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.Этот в гря…ь поле(з,с) и ра(д,т),Что гр…зна рубаха.Про такого г…ворят:Он пл…хой , неряха. (В. Маяковский)
Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.Этот в грязь полез и рад,Что грязна рубаха.Про такого говорят:Он плохой , неряха. (В. Маяковский)
Найдите и подчеркните имена существи-тельные общего рода , определив их род в данных предложениях.1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.2.Какая ты неряха , Света!3.Сережа просто молодчина!4.Ира - удивительная забияка!5.Костя –настоящий плакса!6.Я такая растеряшка.7.Марина – удивительная тихоня.8.Моя сестра такая умница.
1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.2.Какая ты неряха ,Света!3.Сережа просто молодчина!4.Ира - удивительная забияка !5.Костя –настоящий плакса !6.Я такая растеряшка.7.Марина – удивительная тихоня.8.Моя сестра такая умница.
Домашнее заданиеНапишите сочинение- миниатюру ( 5-7 предложений ) с употреблением существительных общего рода.