Волкова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы , Пензенская область, город Кузнецк, МОУ СОШ №3
Тема урока: Имена существительные общего рода
Задачи урокаОбразовательная:расширить и углубить знания о категории рода:повторить сведения о роде несклоняемых имён существительных;дать понятие существительных общего рода;научить определять их род, употреблять в речи;Воспитательная:воспитывать любовь к русскому слову;формировать интерес к творчеству И.А.Крылова;Развивающая:развивать умение анализировать текст, находить причинно-следственные связи, развивать творческие способности.
Актуализация знаний.Индивидуальное задание на доске (определить род несклоняемых существительных)Какаду, депо, мадам, радио, салями, авеню, такси, кенгуру,шасси
«Волк на псарне»
Актуализация знанийИндивидуальное задание на доске (определить род несклоняемых существительных)Какаду, депо, мадам, радио, салями, авеню, такси,кенгуру,шасси
Волк, ночью думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор.Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.Задание:- определите тему, - тип речи, - композицию, в чем её особенность (какие слова указывают на завязку, развитие действия…)-определите вид и средства связи
Волк, ночью думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор.Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
Волк, ночью думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор.Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.
Объявление задач урока:продолжить разговор о роде и расширить наши представления об этой грамматической категории
Объявлениетемы урокаИмена существительные общего рода
Тот, кто любит затевать ссоры, дракиТот, кто много и часто плачетРебенок или несовершеннолетний,у которого умерлиодин или два родителяТот, кто долго что-то делает,долго возитсяОчень подвижный, суетливый человек
Отрицательная эмоциональная окраскаПоложительная эмоциональная окраска
Закрепление знаний(задания дифференцированные):1 этап.1 группа: сочинение-миниатюра «Как я помогал маме» с использованием существительных общего рода;Остальные: упражнение №2291 вариант – под №1, первое предложение из №3;2 вариант – под №2, второе предложение из №3.2 этап.2 группа (работа в парах) – редактирование текста (попутное повторение правописания безударных гласных, парных согласных в корне слова, разделительного Ъ, постановки знаков препинания при однородных членах)3 группа – выборочный диктант
Хитрый медведь.Задание: Озаглавить текст,Отредактировать,вставив синонимы (существительные общего рода)Повадился в деревню м..дведь. Ч..ть смеркнется - .. тут как тут. Решили охотники поймать …: привезли л..вушку мёдом о..мазали, з..рна насыпали. А … всё с..ел и был таков!
А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк 5-6: я даже их могу по пальцам перечесть.
"Обезьяна и зеркало"А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк 5-6: я даже их могу по пальцам перечесть.
"Кот и повар"Ах ты, обжора!- тут Ваську повар укоряет.
"Слон и МоськаИзвестно, что слоны в диковинку у нас; так за слоном толпы зевак ходили
"Свинья под дубом."Невежда так же в исступленье бранит науки и ученье…
Контроль знанийВыписать существительные общего рода; с одним из них составить 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное относилось к мужскому роду, в другом – к женскому.1 группаВремя, грязнуля, фамилия, кофе, жадина, яблоко, ломака, пламя, рёва, пламя, недотрога, пианино, подлиза, неженка.2 группаТемя, поле, ворюга, невежда, кривляка, кенгуру, авеню, стол, зевака, колибри, плакса, забияка, гайка, стремя, домино, подлиза, стена, левша.З группаЗвонок, вымя, шимпанзе, шоссе, неряха, трудяга, крыша, тихоня, семя, сирота, глубина, путь, друг.
Домашнее задание1 группа – составьте характеристику литературного героя Незнайки с использованием существительных общего рода;2 и 3 группы – упр. № 230
Приложение (домашнее сочинение)Раскаяние Незнайки.Однажды в Цветочном городе Незнайка-непоседа забрёл в глушь загадочного леса.Грязнуля шёл по сказочному небольшому лесу в разодранной одежде, в смятом колпаке и запылённых ботинках, а в тележке он вёз груду металлолома. По дороге Незнайка увидел Винтика–прилежного работягу. Кривляка начал изображать друга, высмеивая все его недостатки.Винтик прокричал вслед: «Невежа!»Забияке пришлось нехотя извиниться перед товарищем. Шагая дальше, Незнайка увидел Пчёлку, которая собирала кучку рассыпанных ягод. Грубиян выкрикнул: «Растяпа!»Пчёлка мигом покраснела и убежала в гущу леса. Незнайка вышел из загадочного леса и приблизился к Ромашке, которая принимала металлолом. Рядом с ней стояли заплаканные Винтик и Пчёлка. Ромашка тут же пристыдила Незнайку: «Ах ты, задира!»Слова Ромашки горячо тронули Незнайку, он искреннераскаялся и извинился перед всеми. Ромашка поцеловала его в щёку, назвав умницей. Впервые в жизни Незнайка был так счастлив!Горшенина Екатерина, 6 «А» класс
Спасибо за внимание.