Тема: «Вид глагола»
Цели урока: ввести понятие вида глагола; научить различать глаголы совершенный и несовершенный вид; правильно использовать виды глагола в речи.
«В глаголе струится самая алая, самая живая, артериальная кровь языка, ведь назначение глагола выражать само действие» Алексей Югов
1. Работа с текстом. Лето долго не хотело уходить. Но вот уже клены зарумянились, и лист на березах пожелтел, и птицы собираются в дальний путь.
2. Составление алгоритмаДля определения вида глагола нужно:а) задать вопрос;б) определить характер действия: незавершенное, результат действия, длящееся, однократное, мгновенное, повторяющееся начало, окончание действия НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность.Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся.
3. Работа с текстомМУР...ВЕЙ И Р...СИНКА Мур...вей Р...стислав проб...рался сквозь густые зар...ели травы, взб...рался на холмики, смело ш...л к бл...стевшей, как алмаз, р...синке. З...ря окрасила ее в алый цвет. Прик..снувшийся луч(?) со(?)нца заставил заг...рет(?)ся огнем. «Кто пол...жил туда эту кап...льку? Вот дойду и разб...русь», —думал мур...вей... (По А. Иллюминаторской)
3. Работа с текстомМУРАВЕЙ И РОСИНКА Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы, взбирался на холмики, смело шёл к блестевшей, как алмаз, росинке. Заря окрасила ее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнем. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь», —думал муравей... (По А. Иллюминаторской)
4. Сравни предложенияВскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила картошка, зафыркала каша, и всё пошло дружно и скоро. (А.Гайдар)Вскоре начал полыхать костёр, шуметь чайник, бурлить картошка, фыркать каша, и всё пошло дружно и скоро.
5. Анализ роли глаголов в тексте. Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.М. Пришвин
Другую тучу ветер … и … и вот из-под этой тучи…яркие лучи, и мокрые леса … . Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса засверкали.
6. Корректировка текстаОн очень пристращается к книгам, чего в детстве делать не хотел.Это предвестило конец их дружбы.Ольга поняла, что бесполезно заставить Обломова делать что-либо.
Он очень пристрастился к книгам, чего в детстве делать не хотел.Это предвещало конец их дружбы.Ольга поняла, что бесполезно заставлять Обломова делать что-либо.
Итог урокаКатя рисовала картину.рисовала Что делала? Действие незавершенное, длящееся – это глагол несовершенного вида нарисовала Что сделала? Результат , окончание действия – это глагол совершенного вида
Домашнее заданиеа) выполнить упражнение 71 (учебник Бабайцевой);б) подобрать текст, определить виды глаголов и объяснить их роль в тексте;в) напишите грамматическую сказку с таким началом:«Жили-были два брата. Звали их Одеть и Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и поэтому многие думали, что они близнецы. Но однажды оказалось, что они не так уж и похожи. Произошло это так…»*
СПАСИБО ЗА УРОК!