Урок для 3-его класса «Правописание родовых окончаний имен прилагательных» Информационно-коммуникативные технологии Цели образовательные: - сформировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; - научить распознавать имена прилага-тельные в тексте; - установить связь имен прилагательных с именами существительными; - научиться определять род и число; развивающие: - развить внимание и логическое мышле-ние учеников; - научить работать с толковым словарем, расширить словарный запас детей;
воспитательные:- воспитать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к своей родине;- научить детей толерантно выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п.ОборудованиеМультимедийный проектор, компьютер, экран; аудиозапись спокойной музыки, таблицы-слайды по теме, кроссворд; карточки со словарными словами; эмблемы с улыбками (индивидуально для каждого); толковый словарь Ожегова.ХОД УРОКАОрганизационный момент.Звучит спокойная музыка. На экран выводится слайд:Учитель говорит, дети хором повторяют.
Сообщение темы урока.Учитель: Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?Дети: интересным, веселым, познавательным, занимательным.Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи, и важно помнить о том, что мы семья. Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают со словом «семья»?Дети: Дружная, крепкая, хорошая, любящая…Учитель: Пожалуйста запишите эти слова на доске.Выходят несколько учеников к доске и записы-вают слова.Учитель: Семья нашего класса еще имногонациональная.Этим словом учитель заканчивает запись на доске.Учитель: Как вы понимаете слово «много-национальная»?Дети: В нашем классе учатся ребята разных национальностей…Учитель: Что общего в данных словах?Дети: Все это имена прилагательные.
Учитель: Это прилагательные единственного числа. Что такое имя прилагательное?Дети: Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?Физкультминутка.Учитель: Я тетрадь сейчас открою,И, как надо, положу.Я, друзья, от вас не скрою,Ручку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.Дети выполняют соответствующие действия.Минутка чистописания.На экран выводится следующий слайд:Учитель: Какие соединения мы сегодня повторяем?Дети: Это окончания имени прилагательного.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о прилагательном и узнаем, когда эти окончания употребляются.Учитель выводит на экран слайд с текстом:Учитель: Прочитайте текст.Дети читают.Учитель: Это цитата римского философа. Как вы понимаете его смысл? Выскажите свои мысли.Дети: Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливыми и с понима-нием относиться к людям, которые любят только себя.Учитель: Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите это высказывание к себе в тетрадь. Писать нужно каллиграфи-чески, обращая внимание на правильное соединение букв.
V. Словарная работа.Учитель: Давайте заполним кроссворд, записанный на доске.Учитель открывает створку доски и перед детьми предстает кроссворд.Учитель: Слово под номером 1. От суще-ствительного привет образуйте прила-гательное мужского рода.Дети: Приветливый.Учитель: Слово под номером 2. Запишите антоним к слову до свидания.Дети: Здравствуйте.Учитель: Слово под номером 3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода.Дети: Прекрасная.
Учительница: Четвертое слово. Пословица. Вставьте пропущенное слово, слово будет в единственном числе. «В каком ________живешь, такого обычая и держишься».Дети: Народ.Учитель: Слово под номером 5. Совокуп-ность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.Дети: Коллектив.Учитель: Вот мы и заполнили кроссворд. Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. А теперь давайте прочитаем ключевое слово.Дети: Терпение.VI. Творческая работа.Учитель: Составьте небольшой текст по теме «Родина моя, гордость моя. Мой край, любимый край.» На работу детям отводится 10 минут. Затемдети всех национальностей, представленныхв классе, читают свои работы вслух.Учитель: Назовите использованные в ваших работах имена прилагательные.
Дети: Солнечная, красивая, гордая, зеленая, морской, мужественный, жизнерадост-ный, сильные, спокойная…Учитель: Для чего употребляют в речи имена прилагательные?Дети: Имена прилагательные употребляют для того, чтобы речь была более точной и красивой.Учитель: Назовите грамматические признаки прилагательных.Дети: Прилагательные изменяются по родам и числам. Например: хороший друг, заботливая мама, радостное событие.Учитель: Как определить род имени прилагательного?Дети: Род имени прилагательного определя-ется по роду имени существительного, с которым оно связано.Выборочный диктант.Учитель: Послушайте предложения и выпишите словосочетания (прилага-тельное + существительное) в таблицу.«Доброта – это прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома нас окружают самые дорогие нам люди. Счастье – это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, отзывчивый и ласковый, он
всегда будет счастливым. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива видеть здесь своих друзей. Ранняя весна пришла на нашу кубанскую землю.»Учитель делает на доске комментированную запись словосочетаний с объяснением.Учитель: Куда вы отнесли словосочетание «самые дорогие люди»?Дети: Это прилагательные множественного числа.Учитель: Что вы знаете о них?Дети: Прилагательные множественного числа не изменяются по родам.Дети: (по таблице самостоятельно делают вывод): Прилагательные мужского рода имеют окончания –ый, -ий, -ой; женского рода –ая, -яя; среднего рода –ое, -ее.
VIII. Физкультминутка.Учитель называет словосочетания. Если словосочетание мужского рода – прыгает первый ряд; женского рода – прыгает второй ряд; среднего рода – прыгает третий ряд.IX. Закрепление изученной темы.Упражнение в правописании родовых оконча-ний имен прилагательных.Учитель: Составьте и напишите три цепочки словосочетаний в соответствии с темой урока со словами солнечный, радостный, хороший, мирный.Например: мирный человек, мирное небо, мирная страна.Обобщение.Учитель: Что нужно сделать, чтобы правиль-но написать родовые окончания имени прилагательного?Дети: 1. Найти существительное, с которым оно связано.2. Определить род имени существительного.
3. Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.Учитель: Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Приведите примеры словосочетаний, соответствую-щие вашему настроению.Дети: Красивая улыбка, хороший урок, заботливый товарищ, надежный друг, веселое настроение, любимое занятие…XI. Итог.Учитель: Ребята, в детской песне, которую вы хорошо знаете, есть замечательные слова «…поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Я с вами делюсь своей улыбкой (учитель улыбается), и вы поделитесь улыбкой, соответствующей вашему настроению от пройденного урока. Дети выбирают «улыбки - настроения» и обмениваются друг с другом.Дети: Спасибо за урок.XII. Домашнее задание.Учитель: Напишите мини-сочинение по выбору на одну из тем:- «Доброта – это…»- «Счастье – это…»- «Мир – это когда…»