Описание действий Урок развития речи в 7 классе Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской области
Цели урока: 1. Знакомство с описанием действия, ролью этого описания в речи.2. Выявление места и роли наречий в описании действий. Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?Слова какой части речи будем стараться использовать при составлении текстов?
1. Докажите, что это текст-описание действий. 2. Найдите в тексте наречия. 3. Какую смысловую роль они играют? Дядя Фёдор ловко вытачивает деревянные ложки топором. Он неторопливо проводит лезвием по заготовке, и в стороны отлетают мелкие стружки. Работая, мастер весело улыбается.Подсказка Наречия отвечают на вопросы Как? Каким образом? Где? Куда? Откуда? Когда? Почему? Зачем? В какой степени? В какой мере?
Проверьте себя.1. Текст - описание действий, так как.. 2. Наречия - ... 3. Смысловая роль наречий заключается в том, что… Дядя Фёдор ловко вырезает деревянные ложки топором. Он неторопливо проводит лезвием по заготовке, и в стороны отлетают мелкие стружки. Работая, мастер весело улыбается.Как передаётся настроение героя?
Игра «Кто? Что? Как?» Учитель (как?) подошёл к своему столу, присел на стул. (Когда?) взглянул на часы. (Когда?) (как?) встал, подошёл к доске. Добавьте наречия, обозначающие образ действия и последовательность действий.
Игра «Кто? Что? Как?» Учитель неторопливо подошёл к своему столу, присел на стул. Потом взглянул на часы. Затем быстро встал, подошёл к доске.неторопливо, медленно, не спеша,потом, затем
Работа с учебником.Упр. 237, стр. 110 Выписать словосочетания с наречиями, с помощью которых «рисуется» действие, указывается на последовательность действий)
Разбейтесь на 3 команды. Придумайте и запишите «цепочку действий», используя наречия. Быстро, медленно, торопливо, спокойно.Сначала, сперва, вначале, потом, затем.Внимательно, аккуратно, тщательно, сноровисто, уверенно, сосредоточенно.Весело, радостно, грустно, серьёзно. Выбирайте темы: Бабушка варит суп.Я прибираю дом.Я жарю картошку.Мастер красит стену.Мастер замешивает бетон.
Как следует строить описании действий?1. Соблюдать последовательность в описании действий.2. Чётко, точно описывать действия.3. Использовать наречия, передающие последовательность действий, настроение, характер человека, особенности его движений.
Итак, вы готовы ответить на мои вопросы.1. Как человек готовится к действию?2. Как он при этом выглядит?3. Что он делает сначала?4. Что делает потом?5. Что изменяется в его внешности при этом?6. Чем заканчивается действие?7. Как человек переживает результаты своего труда?8. Какие наречия помогают передать характер человека, совершающего действие?
Найдите и выпишите из текста описание действия С печью своей бабка Ватруша намаялась вдоволь и никогда бы не доверила перекладывать её незнакомому человеку, да пожадничала. Новый печник только полцены запросил и с виду был обходительный, не горластый. Четыре дня возился Дмитрий с печью бабки Ватруши. Хозяйка уже засомневалась в нём, затужила. Что за печник! Положит десяток кирпичей и сидит, курит, в бумажки свои заглядывает. А то вдруг готовую печь разбирать начнёт. А уж раствор замешивает, будто тесто. И месит, и месит, всякий камушек растирает. Это за полцены-то!
Проверьте себя. С печью своей бабка Ватруша намаялась вдоволь и никогда бы не доверила перекладывать её незнакомому человеку, да пожадничала. Новый печник только полцены запросил и с виду был обходительный, не горластый. Четыре дня возился Дмитрий с печью бабки Ватруши. Хозяйка уже засомневалась в нём, затужила. Что за печник! Положит десяток кирпичей и сидит, курит, в бумажки свои заглядывает. А то вдруг готовую печь разбирать начнёт. А уж раствор замешивает, будто тесто. И месит, и месит, всякий камушек растирает. Это за полцены-то!
К сожалению, в ваших сочинениях часто встречаются неоправданные повторы. Как их можно избежать?Упр. 238, стр. 110 (письменно)Прочитайте текст.Какие ошибки допущены?Как их можно исправить?Затем = потом = далее. И наконец, …
Итак, подведём итоги.При описании действий следует1. Соблюдать последовательность в описании действий.2. Чётко, точно описывать действия.3. Использовать наречия, передающие последовательность действий, настроение человека, особенности его поведения.
Домашнее задание.Упр. 239, стр.110 (устно) : Подумайте, какой вид работы вы смогли бы описать: пошив одежды, приготовление обеда, посадку картофеля, настилание на пол линолеума, ремонт велосипеда, посадка деревьев, покраска дома и т.д.
Презентацию подготовилаКутергина С.П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской области.
Библиография М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. русский язык.7 класс, М. «Просвещение».-2007.М.В.Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе. М, «Просвещение».-2002.