Урок русского языка 6 класс. Сочинение –описание природы. Пейзажная зарисовка Константинова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы Гимназии № 80 г. Челябинска
Разновидности описания:
А. Н. Майков Зима, зима! Мороз трещит;Луна в кольце на тверди синей;Звездится снег; лазурный инейНа чёрных деревах блестит…..
Цели урока : Познакомиться с особенностями сочинения – описания природы, его содержанием, языковыми средствами.Подготовиться к написанию пейзажной зарисовки.
Сочинение –описаниеприроды. Пейзажная зарисовка.
Художественное описание – это такое описание, которое даёт образное , яркое представление. В таком описании автор даёт оценку увиденного, собственное отношение к тому, что он описывает. Здесь отражается его настроение, мысли и чувства. Для этого автор использует слова в переносном значении, метафоры, эпитеты, сравнения.
С.В.Герасимов «Лёд прошёл».
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые слова приобретают новизну и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К.Г.Паустовский
Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, автор опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балетов «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик». Поэтичность, необыкновенный лиризм, грациозность, нежность его музыки, а также использование народных мотивов делает его музыку близкой и понятной для всех.
Прослушайте известное произведение П.И. Чайковского Какие образы рисует вам воображение?Какое название больше всего подходит к этой музыке?Музыка грозовых зарницЗвонкая песнь капели Вальс цветовСнежная круговертьТанец бабочек
Пейзажная зарисовка – изображённая природа (в живописи- красками, в музыке – звуками, в литературе- словами).
Н.В.Гоголь Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.
И.С.Шмелёв Глава «Рождество» из романа «Лето Господне».
….красота- то какая! Первая звезда, а вон – другая…..Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды большие, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках. ….Калитку тронешь,- так и сыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице –сугробы, горы.….А воздух….- синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые видения……
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые слова приобретают новизну и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать К.Г.Паустовский
Советы мастеров слова: Живи с теми же самыми людьми и вещами постоянно, и всё равно, если ты поэт, ты должен увидеть их так, будто никогда не видел. Сила первого взгляда есть основная сила поэзии. М.Пришвин Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. К.Паустовский
Инструкция Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?Какова будет главная мысль Вашей зарисовки? Какие чувства Вы хотите вызвать ею у читателя?Какие выразительные средства языка Вы используете в своей работе?
Домашнее задание: Следуя инструкции, напишите сочинение – описание весеннего пейзажа. Тему определите сами.
Урок окончен! Спасибо за работу!Удачи!