Что изображено? Слайд 1 НН
Угадай профессию Слайд 1
Назовите все омонимы Слайд 1
Назовите антонимы Слайд 1
Подберите синоним Слайд 1
Назовите фразеологизм Слайд 1
Дайте определение термину «Историзм» Слайд 1
Дайте определение термину «омоним» Слайд 1
Дайте определение термину «профессионализм»Слайд 1
Дайте определение термину «антоним» Слайд 1
Дайте определение термину «синоним» Слайд 1
Дайте определение термину «фразеологизм» Слайд 1
Дайте предельно верное толкование слову «Витязь». Слайд 1
Являются ли слова «ведьма», «медведь» и «невеста» однокоренными? Слайд 1
Прочитайте предложение, заменив устаревшие слова общеупотребительными: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока». Слайд 1
перст перстень перчатки наперсток Объясните значение слов, докажите что они родственные. Слайд 1
На какие две группы делятся устаревшие слова? В чем различие? Слайд 1
Угадайте профессию по описанию. Автор музыкальных произведений, человек, сочиняющий, пишущий музыку. Обычно музыку сочиняют, согласуясь с определёнными правилами теории музыки. Отличие… от исполнителя в том, что …. сочиняет, а исполнитель только играет музыкальное произведение. Слайд 1
Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? Слайд 1
Определите загаданное слово. Я - все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним - враг войны, Друг труда и тишины. Слайд 1
Первую в школе все изучают. Ну, а второй из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют ее рьяно. Ответ? Слайд 1
Интеллектуальная игра , посвященная древним религиям: ответом на вопрос является имя бога какой-либо из религий. 1. Ветреный греческий бог или воздушная сла­дость. Ответ: ? 2. Мудрый египетский бог или славянское ме­стоимение. Ответ:? 3. Воинственный викингов бог или начало счета. Ответ:? 4. Загробный индийский бог или инверсия горы. Ответ: ? 5. Кузнечный римский бог или «живая» гора. Ответ: ? 6. Греческий лесной бог или польский госпо­дин. Ответ: Пан. 7. Славянский бог любви или Снегурочкин дру­жок-пастушок. Ответ: ?Слайд 1
Какое свойство языка использует Брюсов в следующем отрывке: Закрыв измученные веки, Миг отошедший берегу, О, если бы так стоять вовеки На этом тихом берегу ? Слайд 1
Назовите два омонима (омографа) Я - сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. Слайд 1
Я — антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада. А зовут меня ... Слайд 1
Закончите пословицу Ученье — свет, а неученье — ... . Знай больше, а говори ... . В учебе корень горек, зато плод ее ... . Не бойся врага умного, бойся друга ... . Лучшая вещь — новая, лучший друг — .... Мир строит, а война ... Слайд 1
Подберите антоним: Жара – Зимний – Запрет – Кислый – Комедия – Ласково – Нагреваться – Облегчать – Падение – Слайд 1
Угадайте название произведений. (игра –наоборот) «Кря-кря» «Песня о новгородском супе» «Сентябрьский день, или Русалочка» Слайд 1
Замените слова антонимами, угадайте стихотворение. Тихо Ваня хохотал: в море прыгалки поймал хохочи погромче Ваня не всплывут ли лыжи в ванне? Слайд 1
Замените каждое слово в предложении синонимом. «Красная Шапочка шла по лесу с корзинкой.» Слайд 1
«Испорченный телефон». Первый игрок сообщает своему соседу слово, а тот должен передать его синоним тому, кто сидит с ним рядом, и так по кругу, пока слово снова не вернется к первому игроку. При этом нельзя повторяться и использовать однокоренные слова. Выигрывает тот, чье слово оказывается ближе всего по смыслу первому слову. (Говорить) Слайд 1
Подберите не менее 6 синонимов к слову «Хорошо» Слайд 1
Их можно стиснуть и показывать. Их можно иметь и точить. Говорят, что до них можно вооружиться. Они могут не попадать друг на друга. О чём идёт речь? Слайд 1
Его просят не распускать. О нём говорят, что он слишком длинный и его нужно укоротить. Он бывает хорошо подвешен. Говорят, что им часто попусту чешут. О чём идёт речь? Слайд 1
Их советуют держать востро и не развешивать. Они вянут. Их режут громкий звук и грубые слова. До них можно покраснеть и быть в долгах. О чём идёт речь? Слайд 1
Когда говорят: «А воз и ныне там»? Кто автор этого фразеологизма? Слайд 1
В каком случае говорят о пальме первенства? Откуда появился фразеологизм? Слайд 1
В каком случае говорят «А король-то голый!»? Кто автор этого фразеологизма? Слайд 1
Что означает фразеологизм играть первую скрипку? Как появился этот фразеологизм?Слайд 1
Что означает фразеологизм кричать во всю Ивановскую? Как появился этот фразеологизм?Слайд 1
Подберите синоним к фразеологизму «бить баклуши» Слайд 1
Подберите синоним – фразеологизм к слову «обманывать» Слайд 1
Укажите профессиональное слово. а) книга, б) изобретение, в) печать, г) зубило. Слайд 1
В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки? а) Таня чувствует себя на катке хорошо. б) Ученик прочитал книгу до конца. в) Змей Горыныч унес царевну далеко. г) Оля сильно покраснела.Слайд 1
Из каких басен И.А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи? 1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. 3. Слона-то я и не приметил. 4. Медвежья услуга. 5. Услужливый дурак опаснее врага. 6. А Васька слушает да ест. 7. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Слайд 1
Найдите синонимы: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Слайд 1
Найдите антонимы: Возникают, стираются лица, Мил сегодня, а завтра далек. Отчего же на этой странице Я когда-то загнул уголок?(А.Ахматова) Слайд 1
ПУСТЯК У ОКИ Нежно говорил ей — мы у реки шли камышами: «Слышите: шуршат камыши у Оки. Будто наполнена Ока мышами. А в небе, лучик сережкой вдев в ушко, звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка... А там, где кончается звездочки точка, месяц улыбается и заверчен, как 10 будто на небе строчка из Аверченко... Вы прекрасно картавите. Только жалко Италию...» Она: «Ах, зачем вы давите и локоть и талию. Вы мне мешаете у камыша идти...» (В. Маяковский) Слайд 1
Зачерпну я солнце жесткой кистью, Киноварь и охру всполошу И на глянец шелестящих листьев Сочными мазками положу, Чтобы клёны золотом червонным Осыпалась под ноги влюбленным. (Б. Попов.) Слайд 1