Как писать рецензию Составитель:Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы © Rubich, 2008
Как писать рецензию Подготовка к ГИА. 9 класс
Традиционно выделяются 3 части сочинения: 1) вступление, в котором обычно формулируется проблема текста,2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы,3) заключение, в котором подводится итог.
Композиция рецензии: ВступлениеФормулирование проблемыКомментарийАвторская позицияВаше мнение (согласие/несогласие с позицией автора)Первый аргументВторой аргументВывод
Авторская позиция Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-нибудь проблемой.
Сформулировать авторскую позицию помогут типовые конструкции: Позиция автора такова: …Автор считает, что …Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …Автор убеждает нас в том, что …В тексте доказывается мысль о том, что …Основная мысль текста заключается в том, что …Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что …
Аргументация и аргументы Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.
Схема аргументации:
Типичные ошибки аргументации: ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста,приведённые мысли не являются аргументами для выдвинутого текста,в качестве аргументов приведены только примеры, без объяснения их связи с тезисом,в части сочинения, посвящённой аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы,отсутствуют переходы между аргументами,отсутствует вывод.
Работа над вступлением Проблемный вопрос.Общие сведения об обсуждаемой проблеме.Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.Создание определённого эмоционального настроя.Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Работа над заключением Обобщение основных мыслей автора.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.Призыв, обращение к читателю.Использование цитаты.