Языковая норма и её виды.Презентация по русскому языку.Ученицы 10 класса: Пятницковой Н.А.Учитель: Митрофанова И.Н.
Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи ,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
Грамматические нормы языка
Типы морфологических ошибок
Определите , в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор:1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.2. Ракета -носитель доставлена на орбиту.3. Поезд отправился согласно расписания.4. Она была молода и красива.5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки
Лексика- орфоэпическая разминка1).Определите лексическое значение паронимов:сытый- сытный, болотный- болотистый,оживают – оживляют , абонент-абонемент,будний- будничный, поступок- проступок.2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.2.В заросшем пруду много водных жуков.3.Водные каналы стали очень популярными ,особенно среди молодежи.4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
3.Решите орфоэпические задачи:1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса
Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.Перепишите ,раскрывая скобки:пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);много (дела ,места, яблоки ,мандарины);килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты );группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).Просклоняйте числительные 749 , полтора , обе.Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:красивый ,горький , сладкий , глубокий , маленький.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать , разжечь, лечь , стереть.
ПРОВЕРЬ СЕБЯНайдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно: Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.