Урок русского языка Тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные»Провела:Учитель русского языкаВознесенская Н.А.
Форма урока:Урок-путешествие «Поиски сокровищ» Ознакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные.Повторить известные по начальным классам написания с большой буквы (имен, отчеств, фамилий, кличек животных, географических названий)
Развитие речи, словарного запаса, памяти, мышления.Воспитание культуры поведения, уважения и бережного отношения к именам людей, географическим названиям.Коррекция зрительного внимания, воображения.
Организационный момент.Устная проверка домашнего задания.Словарная работа (кроссворд).Объяснение нового материала:а) работа с картой;б) работа с дневниками;в) игра в города.Физкультурная пауза.Обобщение, подведение итогов урока.Домашнее задание.
Организационный момент: Ребята сегодня у нас необычный урок. Перед вами карта, это карта острова Сокровищ. Пользуясь ею, мы отправимся на поиски клада. Его на этом острове спрятали пираты. Пока на карте есть не все названия, но мы их расшифруем и доберемся до сокровищ. Во время путешествия мы будем вести дневник, делать записи (это делают все путешественники). Дневниками будут ваши рабочие тетради. Давайте сейчас в них отметим число и время отправления в путешествие.Теперь посмотрим на карту. Содержание
Мы прибыли в порт. Это точка отправления. И у нас уже есть описание острова, сделанное пиратами, зарывшими клад.Помните домашнее задание?Содержание
Устная проверка домашнего задания Вы должны были выписать из текста существительные одушевленные и неодушевленные. Конечно, все это сделали. Давайте проверим.Давайте и мы начнем поиски. Двигаемся вглубь острова. Смотрите, здесь скала. А на ней… догадались? Кроссворд. Если мы отгадаем слова, то узнаем имена пиратов, зарывших клад.Содержание
Словарная работа Разгадывание кроссворда Тот, кто отгадает первым , пишет слово на доске, остальные – в тетрадях.И мы делаем первую запись в нашем походном дневнике – пишем отгаданные слова.Содержание
Итак, у нас получились имена Сильвер и Флинт. Мы двигаемся дальше по острову Сокровищ и находим тайник №1. Откроем его. А внутри тайника дополнение к карте с указанием места, где зарыт клад и названия пунктов следования. Сейчас мы расставим их по местам и будет ясно, куда нужно идти дальше. (Учитель достает названия и прикрепляет их к карте).Теперь нам все понятно. Что помогает нам? Названия!Давайте поговорим об этом.Содержание
Объяснение нового материала а) Работа с картойДля чего нужны названия, имена? Чтобы выделить предмет из ряда других, таких же предметов.Допустим, любого человека мы можем назвать человеком. Любое море – морем, любую реку – рекой, любую книгу – книгой, любое озеро – озером, любой город – городом.Человек, кошка, река, книга, город, озеро и т.п. – это существительные нарицательные. Они не являются именами, названиями. А для того, чтобы отличить какой-либо отдельный предмет от других, ему дается свое название. Существительные собственные являются названиями единичных предметов.Так, у каждого человека есть имя, отчество, фамилия. Каждая река, озеро, гора, город и т.д. имеют названия. У книг есть заглавия. Поэтому к существительным собственным относятся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия рек, морей, озер, гор, городов, названия литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей, предприятий.Для названий используются не только слова, но и словосочетания (например, Зуб Дракона). Содержание
Теперь мы должны сделать запись в нашем дневнике путешественников.Давайте-ка мы все названия, обозначенные на карте, запишем так:(Учитель дает образец)Начнем с острова. (Дети пишут в тетрадях, а так же по очереди выходят и пишут на доске.)Запись выглядит так:Содержание
Затем даются детьми (или учителем) объяснения слов таверна, циклоп, корсар. Обращается внимание на написание в кавычках названия «Веселый Джо».Теперь мы двигаемся по карте далее.Проходим мимо озера Глаз Циклопа, переходим реку Змею и видим… таверну. А что такое таверна? (объяснение). Слышите музыку?Давайте и мы подвигаемся и попляшем.Физкультурная пауза: (1–2 мин. под музыку, можно взять ребенка для показа движений).Содержание
Вот и отдохнули. Двигаемся дальше по нашему маршруту. Впереди тайник №2. Что же здесь? Ага, оказывается пират Флинт учился в нашей школе. И он был очень грамотным. Вот здесь его дневник с Ф.И.О. учителей. Смотрите (достает макет дневника с записью предметов и Ф.И.О. учителей, преподающих в данном классе).Ребята, а вы все правильно пишете Ф.И.О. учителей? Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте. Мы ведь не хуже пиратов, правда?!Содержание
б) Работа с дневникамиА как вы думаете, Ф.И.О. это какие существительные? Собственные.А на карте у нас последний пункт – город Корсар. Вы уже знаете, что это слово означает. Морские пираты много путешествуют и знают много названий городов. А вы знаете? Давайте поиграем в города. Ну и конечно будем записывать названия городов в наших дневниках путешественников. А тот, кто первым вспомнит город, пишет его название на доске.в) Игра в городаА как вы думаете, какие это существительные? Собственные. Ребята, вот мы и добрались до цели наших поисков – вот тайник №3, а там – сундук с кладом. Прежде чем открыть его, давайте заглянем в наши записи и вспомним, что же мы сегодня узнали нового, а что повторили.Содержание
Вот теперь можно открывать сундук. Смотрите здесь золотые монеты (шоколадные монетки в золотых обертках и бумажные монеты с записью домашнего задания)Смотрите, вместе с монетами здесь есть для вас домашнее задание. Наверное пираты были умные и хотели, чтобы вы запомнили все, о чем узнали сегодня и правильно выполнили задание.На этом наш урок-путешествие закончен.До новых встреч.Домашнее задание: стр. 195-196(читать). Упр. 474.Содержание