Урок - повторение 6 класс Глагол и его признаки. Систематизация знаний о глаголе, полученных в 5 классе. Учитель русского языка: Кремлёва Н.И. ШКОЛА № 14
Цели: Повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических признаках, употребление в речи. Уметь правильно выбирать орфограмму в окончаниях глагола, определять синтаксическую роль глагола в предложении. Воспитывать любовь к природе.
Игра "Третий лишний" мы, нас, ах. расти, красивый, положить. ц..ган, ц..пленок, ц..нк. портфель, портить, портсигар. три, двое, оба. (не)навидел, (не)хотел, (не)знал.
Прочтите текст, чего не хватает в тексте? Зима. Тишина. Лес в снегу. Следов много. Вот след сороки. А вот зайца. Тут проталины. Скоро весна.
Зима уже заканчивается. В лесу стоит полная тишина. Здесь еще лежит много снега. На нем видны следы разных птиц и зверей. Вот здесь пробежал заяц, а тут прыгала сорока. Кое-где уже появились проталины. Скоро начнется весна.
Глагол и его признаки. Изменяется: по временам; по родам и числам в прошедшем времени; По лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Определи части речи. Глокая куздря тыдро бокрячила дьякого бокренка.
Повеселели Весело – весел – Услышали – л – Полюбоваться – по – Смотреть – е – Прилетели – и –
Найдите глаголы разных времен. Расставьте запятые. Растаял в поле снег леса повеселели Даль заливных лугов лазурна и ясна Стыдливо белая береза зеленеет Проходят облака все выше и сильней А ветер сушит сад и мягко в окна веет Теплом апрельских дней. И.Бунин
Проверь себя Растаял в поле снег, леса повеселели, Даль заливных лугов лазурна и ясна, Стыдливо белая береза зеленеет, Проходят облака все выше и сильней, А ветер сушит сад и мягко в окна веет Теплом апрельских дней.
Буквенный диктант - с, н (сов., несов. вид) Летит, кричит, убежал, булькает, прилетят, держит, присел, заливается, слушаю, оседает, споют, улетает, пришла, радуюсь. Ответ: н, н, с, н, с, н, с, н, н, н, с, н, с, н.
Вставь пропущенные глаголы Весна голосов. Пригибаясь, ошалело …… на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной …… жаворонок. В светлых березняках – теньканье, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине …… вода. Сорока …… над лесом и …… в клюкве тяжелый прутик березы. Я …… на пенек, …… звуки весны и …… ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и шорох - …… под солнцем последний снег. В.Песков Летит, кричит, убежал, булькает, прилетят, держит, присел, заливается, слушаю, оседает, споют, улетает, пришла, радуюсь.
Проверь: Весна голосов. Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюкве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и шорох - оседает под солнцем последний снег. В.Песков
Спряжение глаголов. I Брить, стелить, Все остальные глаголы, не входящие во второе спряжение. II Все на –ить и 11 глаголов - исключений: слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть и еще смотреть, вертеть. для чего нужно знать спряжение глагола?
Спряжение глаголов. I -ет -ешь -ем -ут, -ют II -ит -ишь -им -ат, -ят
Цифровой диктант. I, II, II, I, I, II, II, II, I, I. Писать, слышать, терпеть, стелить, брить, ненавидеть, гнать, обидеть, рисовать, лететь.
Вставь букву в окончание глагола. Что за жук полза..т по полю? Тарахтит, кур..т трубку. Перевертыва..т землю и раздает грачам червей. Этот работяга раньше всех просыпа..тся и сразу же принима..тся за работу. А вечером уткнется в забор, погас..т свои глаза и засыпа..т.
Проверим Что за жук ползает по полю? Тарахтит, курит трубку. Перевертывает землю и раздает грачам червей. Этот работяга раньше всех просыпается и сразу же принимается за работу. А вечером уткнется в забор, погасит свои глаза и засыпает.
Итог урока: Глагол – самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета. Изменяется по временам. Бывает совершенного и несовершенного вида. Имеет два спряжения. В предложении является сказуемым.