Презентация к уроку русского языка по теме «Постоянные и непостоянные признаки глагола»6 класс Работа выполнена Талановой Н.В., учителем русского языка и литературы МОУ»Гимназия №1» г. Балаково Саратовской области2010 год
Произнесите правильно включитпозвонитбаловатьоблегчитьзанялободритьначалобеспечениеуглубитьчерпатьвключимперезвонишьоблегчимуглубленныйбалуюшевелишьбалованныйусугубить
«Четвёртое лишнее»Страдать, мечтать, вертеть, терпеть. Зам..реть, прим..рить, прим..рять, см..ренный. Предл..жить предпол..гать, изл..жить, сл..жить. Прикасаться, макать, скакать, сотворить .Уплыть, умыть, умчать, улететьСоч..няем сказку, прин..маем гостей, дом стро..тся, улыба..мся друг другуПричесался, рассмеяться, верить, размечтаться.Прилёт, перелёт, вылет, самолётСкл..нение, накл..нение, спр..жение, переходность.Будущее, прошлое, настоящее, увлечение.Колоть, строить, лепить, гнать.Брить, стелить, вертеть, бороться.
Выберите из ряда предложенных глаголы, обладающие комплексом следующих морфологических характеристик: 2 спряжение, несовершенный вид, невозвратный, непереходный: клею, лететь, тренируются, проспим, держишься, перегоню, бреем, слышать, колыхаться, завишу.
Определите, в каких предложениях формы повелительного наклонения используются для передачи значения других наклонений (укажите, каких именно).Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. Не торопись так сильно, все равно, похоже, не успеем. Никто уже тебя вчера и не ждал, а ты возьми да заявись! Вот смеху-то было! Не подумай я о еде заблаговременно, ужинать было бы нечем. Пожалуйста, доставьте эту мебель до подъезда. Пусть ваш брат придет к нам сам.
Лингвистический эксперимент.Замените все глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени. Что изменится в тексте?СТЕПАН И ФУНТИКВо дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж. Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром... Петух разъярился.Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину... Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Правописание окончаний глаголовОбразуйте форму 2-го лица мн. ч.
№ 2Образуйте форму 3-го лица ед. ч.
№ 3Образуйте форму 3-го лица ед. ч.
Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая…кровь языка.Алексей Югов.Произведите синтаксический разбор предложений и морфологический разбор глагола.