«Формирование навыков грамотного письма»
Язык народа – это не просто система знаков, средство общения и информации: он – хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются.
Две ступени орфографических действий: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)
Задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме
ФАКТОРЫ: Зрительный2. Слуховой3. Рукодвигательный
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР
Золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР П Р И Е М Ы:а) письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;б) опорные схемы;
С Х Е М А Весной лес оживает е оиеВесело щебечут птицы ео еу ыИз берлоги вылезает сонный медведь з еи ее ед
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР а)письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;б) опорные схемы; в) есть прием, заставляющий думать над написанием;г) «диктант» с обоснованием.
СЛУХОВОЙ ФАКТОР И Г Р Ы:«Найди опасное место»«Светофор»
ПРОГОВАРИВАНИЕ Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка Текучев А.В.
Этапы словарной работы: Семантизация слова. Актуализация слова.Использование слова в речи.
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся.
Способы толкования слова: наглядный;контекстуальный;способ постановки синонимов;логическое определение;развернутое описание;подбор антонимов;анализ морфологической структуры слова;словообразование.
Основные этапы активизации словаря: Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов: а) контекста;б) подбора синонима или антонима;в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;г) описательного оборота.2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)
ИГРЫ: 1. «Кто больше напишет слов»например:Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.
2. Игра «Наоборотки».3. Диктант – игра «Запоминайка»одлодлодлЧуткий – нечуткийВнимательный – невнимательный.4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» обЕжать - обИжать примЕрять – примИрятьполАскать – полОскатьпосЕдел- посИдел
5.Игра « Как назвать одним словом?» 6.Расшифруйте слова и замените одним словом а)2,6,18,7,9,1 (береза)12,13,7,15 ( клен)16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень)б)18,16,9,1 (роза)1,19,20,18,1 (астра)20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы
7. Запишите слова с безударной гласной Я: Монета в пять копеек (пятак),( пять) Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)Школьная отметка (пятерка)Детская игра (пятнашки), ( пятна)
Трактор шумел, как ... . На солнце засверкали ягоды земляники, словно ... .
«К о р а б л и к» По горизонтали: 1.Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)2.Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе)3.Вот …. тучи нагоняя… (север)4.Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте (адрес)5.Большие дети, берите… (билетик) По вертикали:1.Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес)3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)6.Честь….. береги свято. (солдата). 7.Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб)
«Цветик-семицветик»
Признаки предложения: наша речь состоит из предложений;предложение состоит из слов; слова в предложении связаны между собой;предложение выражает законченную мысль; каждое предложение произносится с особой интонацией.
Компоненты: Мотивационно - ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников.Содержательно- операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.
Творческий поиск
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Задание Подбери все проверочные слова к слову м…лчаливый-………молча, молчать, примолк, молчунУкажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра