Буквы Е и И в корнях с чередованием
??? Вспомните, чередование каких гласных мы уже изучали, в каких корнях ??? От чего зависело правописание гласных в корнях –лаг-, -лож-; -раст-, -рос-, -ращ-!!!Сегодня вам предстоит узнать, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием е-и.
Устная коллективная работаЗадание: выберете правильный вариант написания словБЛ…СТАЕТ БЛ…СТИТОП…РАЯСЬ ЗАП…РТЫЗАМ…РАЛО ЗАМ…РЛОСОБ…РИСЬ РАЗБ…РАЮ
Сформулируйте правило написания с помощью следующих вопросов- подсказокКак проносятся корни в этих слова?Как они произносятся? Почему?Что повлияло на написание?Каково условие выбора гласных в данных корнях?
Рассмотри таблицу и запиши ее в тетрадь
Тренировка нового материалаОбъяснительный диктант Задание: запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы ,выделяя корни и объясняя их написаниеПодб…рать ключ, отп…раю замок, зем…реть от радости, раст…рать краски, заж…гать костер, зам…рли звуки, расст…лил ковер, выб…рать марки, пришли изб…ратели, забл…стели огни, соб…раю цветы
Выборочный диктант Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е – и1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Проверь себя 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть.10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Компетентностно – ориентированное задание Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:Вымыв руки перед едой , вытирай их тщательно.Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки : 1) Используй короткие простые предложения; 2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте следующие глаголы для составления памятки собиратьубирать вытиратьрасстилать задирать растирать
Примерное содержание памятки 1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно. 2. Постели салфетку на колени. 3. Не задирай ноги и не болтай ими. 4. Убирай локти со стола. 5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой. 6. Не втирай в скатерть пролитый суп. 7.После еды убери за собой посуду. 8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.
Подведем итоги урока???С каким правилом вы познакомились на сегодняшнем урокеОзвучьте его.
Домашнее задание
Спасибо за урок !!!