Буквы е-и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе.
Знать. Чередование гласных е-и в корнях. Способы действия при выборе орфограммы е-и. Морфемный разбор глагола. Уметь. Применять данную орфограмму при письме.
«Кто «командует» корнями? Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте с таким заголовком? Оказывается, у разных корней бывают разные командиры.
Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Изл…гать, отр…сль, заг…реть, к…саться, р…сток, к…снулся, изл…жить, з…ря, распол…гались, выж…гать. Что вы знаете о выделенных корнях? Каковы условия выбора гласных в корнях?
Условия выбора букв в корнях с чередованием. -ЛАГ – ЛОЖ - -КАС – КОС – -БЕР – БИР – -ДЕР – ДИР – МЕР – МИР – -ПЕР – ПИР – -СТЕЛ – СТИЛ – -ЖЕГ – ЖИГ – -БЛЕСТ – БЛИСТ -
Спишите текст, заменяя (где возможно) глаголы другими, сходными по значению, с чередующимися гласными в корне. Мы устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу палатки, з…ря угасла. Последние лучи солнца чуть трогали верш…ны деревьев. По оврагам ра…ходился туман. Мы стали искать сучья и бросать их в костёр. Один за другим вспыхивали сучья.
Напишите сочинение – миниатюру о своих домашних делах, используя гласные с корнями: бер – бир – - дер – дир – - мер – мир – - пер – пир – - стел – стил - Не забывайте! Если за корнем –А, то в корне И. «ИРА» хочет быть только «ирой», а не «ерой».
Подумай! «Третий лишний». Коса – Косой – Касательная. Растение – Растрясти – Растеряха. Росли – Отрасль – Росток.
В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И? 1) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать; 2) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать; 3) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть; 4) бл…стать, зам…реть, прод…раться, расст…латься.
Объясните правописание корней. Серый зайка удирает, Сердце в пятках замирает. Расстилаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он блистательно бежит, Выбирает виражи. Обжигает ветер ушки! Скок – поскок – Беглец в избушке. Запирай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь! Н. Тимофеенко. Объясните знаки препинания.
Подведём итоги. Продолжи! Гласная в корнях бывает… Чередующиеся гласные в корнях… Проверяем суффиксом А … Проверяем ударением… Перед СТ и Щ пишу …
Рефлексия.
Домашнее задание. Параграф – 84-85 повторить, 113. Упражнение 653.