Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь: - объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; - находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.
Письмо по памяти Испокон века книга растит человека. (пословица)
Чередование звуков При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.Эту замену называют чередованием звуков: выбери книгу - выбирать книгу
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : бер – бира, пер – пира, дер - дира, тер - тира, мер - мира, стел – стила, блест – блиста, жег –жига.
НаблюдениеОпределите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них.Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? Избирать – изберуЗапирать – заперОтдирать – отдеруВытирать – вытер Замирать – замерРасстилать - расстелюБлистать - блестетьВыжигать - выжечь
Корни с чередованием е-и бер – бира- блест – блиста-дер - дира-жег –жига-мер - мира -пер – пира- стел – стила- тер - тира-
В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-.Например: замерло (нет а), собираешь.
Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:
Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.
Самостоятельная работа.Распределите словосочетания в два столбика: Е - И выб..ри книгу, выб..рать книгу,выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль,зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы.
Проверяем!Е И выбери (нет а) книгу выдеру (нет а) сорнякизапереться (нет а) в комнате утереть нос (нет а) выбирать книгу выдирать сорняки запирать домутирать слезы
Игра «Четвёртое лишнее»
ПРОВЕРЯЕМ!
Соревнуемся!Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров:
Дома: правило стр. 245, упр. 654, придумайте 5 предложений с данными словосочетаниями.