Учитель русского языка и литературыШтина Елена Степановна
Путешествие в страну Русского Языка.ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся за курс начальной школы, воспитывать интерес и уважение к родной культуре.
Издревле, когда еще чтилась рогатина,Богатствами славилась наша земля,В слоеньях хребтов – изумруды да платина,В реках – осетры, а в лесах – соболя.Ну где – укажите! – найдете вы за моремОвитый былинами Кремль золотой,Вокзалы метро в малахите да мраморе,Василья Блаженного купол витой?Но лучше сокровищ, стократ драгоценнейВо мгле лихолетий смогли мы сберечьСозданье народного светлого гения – Могучую, звучную, сочную русскую речь!
Буквенному письму более 1000 лет. И это тысячелетие отсчитывается от 988 года. Это год официального принятия христианской религии на Руси. А христианство – это письменная религия. Стать христианской страной - значило стать письменной страной.
А с чьими именами связывают рождение славянского алфавита? (братья-болгары Кирилл и Мефодий, ученые, составили славянский алфавит).
Первая наша учебная книга – букварь. А когда и кем был создан первый русский печатный букварь? (более 400 лет назад, в 1574 году Иваном Федоровым.)
Как учились дети в старинуВ старину учились дети – Их учил церковный дьяк, - Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Бэ, как Аз да БукиВэ, как Веди, Гэ – Глагол.И учитель для наукиПо субботам их порол.Вот такой чудной вначале Наша грамота была!Вот каким пером писали –Из гусиного крыла!Этот нож не без причиныНазывался перочинным:Очинялось им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ничему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкиНа славянском языке.
Вас приветствует волшебная страна.
В нашей сказочной стране тоже есть столица – это город Алфавит. Именно в нем нам и предстоит побывать. Но сначала вспомним: что такое алфавит? (определенный порядок букв).
У ворот стражники-ъ и ь.
Задание.В приведенные ниже слова вставьте разделительные ъ и ь, объясните их правописание:В..езд, сем..я, об..явление, друз..я, Тат..яна, об..яснение, вороб..и, лист..я, колос..я, с..едобный, сер..езный. руж..е, журчан..е.
Площадь ЗвуковА роза упала на лапу Азора.Около Миши молоко.Аргентина манит негра.Рвал дед лавр.
Переулок УдаренийЯ травянистое растениеС цветком сиреневого цвета,Но переставьте ударение,И превращаюсь я в конфету.(Ирис-ирис)Я сборник карт; от ударенияЗависят два моих значения:Захочешь-превращусь в названиеБлестящей, шелковистой ткани я.(Атлас-атлас)
ЗаданиеСоставь слова из слогов ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ЩА НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ
Измени род имен существительных (мужской на женский)Повар — повариха Портной - портниха Купец — купчиха Храбрец — Ткач-ткачихаШкольник — школьницаКосмонавт-Писатель-писательница
Сколько раз в предложении встречается звук Г На вокзале его встретил друг.Сколько раз в предложении встречается звук П На поляне стоял дуб в два обхвата.
Составьте предложение
Берегите лес – наше богатство
· В каком слове сорок гласных? · Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? · Что стоит в середине земли? · Знак, который ставится над одной из гласных в слове? · Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?» · Из этого состоит текст · Из этого состоит предложение · Что означает имя существительное? · Бывает устная, бывает письменная? · Часть речи, обозначающая действие? · Член предложения, служит для обозначения действия
Учите русский годы к ряду,С душой, с усердием, с умом !Вас ждет великая награда,И та награда – в нем самом!
Спасибо за внимание!