Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Краткий обзор ранее существующих методов обучения грамоте Буквослагательный метод Дети заучивали буквы, затем складывали слоги и заучивали их.Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов
Слоговой методУчащиеся заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква.
Звуковой методОсновой обучения грамоте становится звукВ звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.
Метод целых слов Возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка. Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.
Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе. 1. Метод называется звуковым, так как в основе обучения грамоте лежит звук.2. Метод называется аналитико-синтетическим, так как анализ и синтез сочетается на протяжении всего обучения.3. Порядок изучения звуков и букв обусловлен принципом частотности, чем чаще звук повторяется в словах, тем раньше он изучается.4. Основной слоговой структурой, которая лежит в основе чтения и которая специально изучается – это слог слияния (прямой открытый слог – СА, МА, ПА…)
5. Все остальные слоговые структуры изучаются на базе слога слияния, то есть спонтанно.6. Весь период обучения грамоте делится на 3 этапа:- добукварный- букварный-послебукварныйНа первые два этапа отводится примерно 3,5 месяца.7. Добукварный период длится две недели и нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова. 8. Письмо и чтение идут параллельно. На 1-м уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы.9. В течение всего периода обучения грамоте идет активная работа по развитию речи учащихся.
Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида положения 1, 2, 4, 8, 9 сохраняются неизменными. Остальные позиции подвергаются корректировке.
3. Порядок изучения звуков и букв изменяется. Порядок определяется несколькими факторами:- сначала изучаются те звуки и буквы у которых меньше число вариантов произношения (это гласные звуки – А, У; глухие согласные, твердые).- раньше изучаются те звуки, которые легче сливаются в слог (сонорные, щелевые), потом взрывные (д-т, г-к, б-п)- изучаются раньше те звуки, которые сохранны в речи учащихся.- в последнюю очередь изучаются малочастотные звуки (ф,щ,э)
5. Корректировке подвергается и порядок изучения слоговых структур:- изучаются слоговые структуры из двух слогов (ау, уа)- слог, который образован на основе присоединения одного звука к другому (ам). - согласный +гласный (согласный произносится в укладе гласного)- согласный + гласный + согласный (сын)- согласный мягкий + гласный + согласный (мир)- согл + согл + гласный + согласный(стол)- согласный + гласный + согласный + согласный (мост)- согласный + гласный + мягкий согласный (рысь)Слоговые структуры изолированно вводятся в процессе обучения.
6. Период обучения разбивается на два этапа:- добукварный- букварныйПослебукварный период переносится на 2 год обучения
7. Добукварный период может длиться от 1 года до 1 месяцаЦели этого периода:- изучение учащихся- приучение к школьной обстановке- развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа- коррекция недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентировки- координация мелкой моторики мышц пальцев рук- развитие четкости работы артикуляционного аппарата
Вводятся дополнительные позиции: 10. Наряду с аналитико-синтетическим методом специальная (коррекционная) школа активно использует элемента слогового метода, так как у умственно отсталых детей механическая память наиболее сохранна.
11. В условиях специальной (коррекционной) школы в большей степени, по сравнению с общеобразовательной, используют различные наглядные опоры:- Картинная азбука, названия предметов на которой начинаются с того звука, который изучается, начертание предметов должны быть похожи на начертание букв.- Палочки для выкладывания букв- Буквы, вырезанные из наждачной бумаги- Слоговые таблицы