Психологическое здоровье школьников как одно из главных условий образовательного процесса.
Что такое психологическое здоровье? Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.
Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:человечность;уверенность в себе;самообладание;потребность в знанияхпотребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Критерии психологического здоровья: Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а характера реакций – внешним раздражителям и значению жизненных событий.Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.Адаптивность в микросоциальных отношениях.Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
Психологическое здоровье школьника – одно из главных условий образовательного процесса. Не каждому ребенку комфортно от пребывания в школе, от общения с каким-либо учителем и учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противостоять давлению несправедливых взрослых и сверстников.Часто школьник живет по двойным стандартам морали и норм доведения, полагая, что ведет себя, «как его учили». Очень часто ученики не умеют адаптироваться в классе, но считают, что иначе и быть не может. Невозможно предугадать, как они будут вести себя в различных условиях.
Психологически здоровый школьник У школьника это сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асинхронию внутренних и внешних особенностей личностных изменений.
Пирамида потребностей А.МаслоуЗдоровье – следствие полной удовлетворенности основных потребностей человека
Самоактуализация как главный показатель психического здоровья осуществляется благодаря другим потребностям. важно, что низшие потребности должны быть обязательно удовлетворены, и только потом осознается более высокая из них;чем большее количество потребностей удовлетворяет человек, тем ярче его индивидуальность;люди могут создавать свою иерархию потребностей исходя из собственных нужд;если же потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек «застрянет» на этой стадии.
Самоактуализация проявляется личностном росте. Человек обнаруживает нечто, требующее погружения в себя, ответственности перед собой и готовности к кропотливому ежедневному труду, направленному на обнаружение и реализацию собственных возможностей. Человек «захвачен радостью». Как только он поймет свою сущность (что для него хорошо и что плохо, кто он такой, к чему стремится), начнет понимать свои защитные механизмы.
Что нужно сделать чтобы личностный рост был гармоничным? Растущую личность надо научить справляться с жизненными трудностями;цели, которые она себе ставит, не появляются беспричинно, они обусловлены как личностными (внутренними), так и социальными (внешними) обстоятельствами;нормальные психофизиологические предпосылки и такие психологические условия, которые были бы адекватны сензитивным периодам;в общении с ребенком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, родителям и педагогам следует быть особо внимательными, избегать резких приемов педагогического воздействия;воспитание эмоций и воли должно быть направлено, прежде всего, на формирование способности конструктивно регулировать собственные переживания.