ПРОГРАММАсохранения и укрепления здоровья школьников МОУ «СОШ№3» г. Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область. 2004-2010 г.г.
Руководители программы Назарова Елена Владимировна– директор школы Координаторы программы:Жарнакова Наталья Геннадьевна– зам. директора по УВРШпак Валентина Александровна– зам. директора по УВРСклярова Ольга Николаевна– зам. директора по ВРПолханова Мария Евгеньевна– зам. директора по МР
Адресат Классные коллективы МОУ «СОШ №3» г. Лангепас.
Исполнители программы МОУ «СОШ№3»г. Лангепас.Детская поликлиника МУ «Горбольница» г. Лангепас.
Основание для введения курса Решение педагогического совета № 1 от 30.08.2004г.Приказ по школе № 103 от 01.09.2004г.
Цель программы :формирование ценностного отношения к здоровью учащихся и педагогов
Нормативно - правовое обеспечение Закон Российской Федерации об образованииКонвенция о правах ребенкаЗакон Российской Федерации «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»Санитарно – гигиенические правила и нормы СанПиН 2.4.2. – 1178-02 в образовательных учрежденияхПрограмма «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений «Вестник образования» № 12, 2001 г.
Сроки и этапы реализации программы I этап – 2004– 2005годII этап – 2005 – 2006 годIII этап – 2006 – 2007 годIV этап – 2007 – 2010 год
2004 – 2005 год Диагностика и проблемный анализ ситуации в школеРеализация программы в части переподготовки кадров, проведение учебно-воспитательных мероприятий согласно годового плана на 2004-2005 уч.г.Установление взаимного сотрудничества со всеми службамиПрофилактическая работа по гигиене и профилактике вирусных заболеваний, оказание первой мед. помощи через санитарную коллегиюКонтроль согласно плана за режимом проветривания, санитарно – гигиеническим режимом, физкультурно -оздоровительными мероприятиями, коррекционной работой, контроль за нагрузкой учащихся в учебное и послеучебное времяРодительский лекторий по трем возрастным категориямАнтиструмин – йодная профилактикаОборудование спортивной площадки
2005 – 2006 год Систематизация результатов работыРеализация программы через учебный и воспитательный процессВведение 3ч физкультуры в учебном планеНакопление здоровье сберегающих технологий в учебно – воспитательном процессеЕдиное расписание учебных занятийПриведение в соответствие СанПиН освещенности в школеОборудование кабинета ритмики
2006 – 2007год Проблемный анализ результатов, обобщения и систематизация всех учебно – воспитательных направлений программыДооборудование медицинского кабинета школыКорректировка школьной мебели в соответствии с требованиями СанПиНВитаминотерапия
2007-2010 год Анализ результатов и коррекция программы «Сохранения и укрепления здоровья школьников»Оборудование кабинета психологической разгрузкиИздание методических рекомендаций и материалов обобщенного опытаОрганизация школьного конкурса «Школа – территория здоровья»
Принципы построения программы Комплексности – предлагает согласованное взаимодействие всех исполнителей программы, годовое планирование, согласование всех воспитательных воздействийДифференцированности – с учетом возраста учащихся по трем возрастным группам 1-4 кл., 5-8 кл, 9-11 кл., с учетом деления на общеобразовательные и специальные (коррекционные) классыПоследовательности (этапность)Принцип сохранения здоровья – создание условий для гомеостаза (способности организма обеспечить постоянство своей внутренней среды вопреки внешним воздействиям)Принцип формирования здоровья – в структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни
Факторы обеспечивающие реализацию программы Материальный факторНаличие оборудованных кабинетов для организации учебно – воспитательных занятийНаличие медицинского кабинета и стоматологического кабинетаНаличие спортивного зала, спортивной площадки, тренажерного зала, спортивного городка, использование спортивных площадей ДЮСШаНаличие школьной столовойНаличие специальных (коррекционных) классов
Факторы обеспечивающие реализацию программы 2. Кадровое обеспечениеРабота творческой группы учителей, родителей и общественности по реализации программыУчеба классных руководителей, руководителей МО по вопросам реализации программыИнформационное сопровождениеГрупповое и тренинговое обучение через пед.советы; заседания школьных МОУчастие в городских семинарахСовместная работа с социальными службами города, реабилитационным центром г. Лангепас
Сотрудничество с Детской поликлиникой МУ «Горбольница»Отделом по молодежной политике администрации г. ЛангепасРеабилитационным центром г. ЛангепасДЮСШа г. Лангепас
Ожидаемые конечные результаты программы Приостановить процесс дальнейшего ухудшения здоровья детей в конкретных социально – экономических условиях жизнедеятельностиСформировать потребность в здоровом образе жизни у большинства учащихся школыУменьшить число учащихся группы «Риска»Модель выпускника школы
Ребёнок, гармоничновзаимодействующий с окружающей средой Знания и умения 1. Достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения образования2. Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне3. Грамотное и свободное владениеустной и письменной речью4. Экологическая грамотность, пони-мание взаимосвязи человека с природой5. Знание основных достиженийкультуры6. Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию Познавательная деятельностьИнтеллектуальная готовность и способность к продолжению образования2. Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их3. Способность использовать знания на практике4. Рациональная организация труда, самообразования, научно – исследовательской работы5. Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблемЗдоровьеЗдоровый образ жизни2. Осознанное отношение к здоровью физической культуре3. Овладение антистрессовой защитой, аутотренингом, самомасажем4. Умение применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи, способность действовать в чрезвычайных ситуацияхКультура личности, жизнен-ная и нравственная позиция Гуманистическое мировоззрение2. Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию3. Правовая культура4. Коммуникативность, культура общения, культура речи5. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям6. Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения7. Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей8. Адекватная самллценка
Структура рабочей программы «Сохранения и укрепления здоровья школьников» МОУ «СОШ№3»
Критерии результативности программыИндикаторы результатовзаболеваемостиуспеваемостифизического развитияуровень воспитанностизанятостисреда окружения школьникасостояние здоровьяКритерии эффективности на основе анализа внешней средыжелание учащихся посещать школухарактер взаимоотношенийжизнь после уроковвнешний вид учащихсяотношение к школе родителейактивность учащихся и родителей в делах школы и классаОценка эффективности З.С.Т. с позиции школыпроизводственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условийактивность педагогов в курсовой подготовке по З.С.Т.анализ УМК с позиции здоровьесбереженияанализ учебного плана, тематического планированияутверждение ритма работы школы в ГСЭСединое расписание занятий в школеучет особенностей здоровья в учебной деятельностиПромежуточный контроль по реализации программыотчет учителя предметникаотчет классного руководителяотчет воспитателя ГПДпедагогический совет по итогамобщешкольное родительское собрание Общешкольные конкурсы (итоговый контроль)Конкурс «Лучший ученик года»Конкурс «Лучший активист года»Конкурс «Лучший спортсмен года»Конкурс «Лучший класс года»Конкурс «Лучший кабинет года» 6. Конкурс «Самый здоровый класс»
Литература Киндяковская сельская библиотека Амосов Н.М. «Раздумья о здоровье» 3-е изд., М.: Физкультура и спорт, 1987.-64сБуянова Н.Ю. «Я познаю мир»: Детская : Медицина.-М.: ООО «Изд Аст» - ЛТД, 1998-480сВакса О. «Все, что должны знать мальчики». М.: ООО Фирма «Изд. Аст», 2000 – 32сДемирчоглян Г.Г. «Гимнастика для глаз», М.: Физкультура и спорт, 1987 – 32сИсаев А. «Если хочешь быть здоров»: Сб.-М.: Физкультура и спорт, 1988 – 352сКаневская А.В. «Питание школьников». – М.: Медицина, 1989 – 64сКоростелев Н.Б. «Шаг за шагом»: Твой календарь здоровья.- М.: Мол. гвардия, 1984 – 95сКоротеев А.В. «Первая помощь». – М.: Россельхозиздат, 1987 – 61сКоростелев Н.Б. «От А до Я».- 2-е изд., М.: Медицина, 1987- 288сКретов Е.А. «Как быть здоровым»: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990 – 240сКуценко Г.И. «Режим дня школьника». -2-е изд.,М.: Медицина, 1987 – 112сЛаптев А.П. «Береги здоровье смолоду».- М.: Медицина, 1988 – 144сЛаптев А.П. «Азбука закаливания». – М.: Физкультура и спорт, 1986 – 96с
Литература городской библиотеки 14. Ленкошнин А.И. «Мальчику-подростку».-2-е изд. М.: Медицина, 1991 – 96с15. Мейсон Эндрю М. «Первая помощь». – М.: Аквариум, 1998 – 160с16. Мартынов С.М. «Овощи+ Фрукты+ Ягоды= Здоровье». Беседы врача-педиатра о питании детей: Кн. для родителей.- М.: Просвещение, 1993 – 159с17. Пахомов Г.Н. «Как сохранить зубы здоровыми» - М.: Медицина, 1987 – 80с18. Ротенберг Р. «Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья». Пер. с англ.- М.: Физкультура и спорт, 1993 – 592с19. Самина Е.Ю. «Азбука домоводства для больших и маленьких».- М.: Педагогика, 1990 – 160с20. Снурихин И.М. «Как правильно питаться». – М.: Агропромиздат, 1986 – 240с21. Хайрова Ю.А. «Умеете ли вы отдыхать?». – М.: Физкультура и спорт, 1984- 375с22. Чайковский А.И. «Искусство быть здоровым». – М.: Физкультура и спорт, 1984 – 375 с23. Чусов Ю.Н. «Закаливание школьников»: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 – 128с24. Юденич В.В. «Первая помощь пострадавшим на пожаре». – М.: Стройиздат, 1983- 64с
Литература Школьная библиотека Деятельность образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей: Материалы к областной научно-практической конференции. В 2ч. Ч.1. Ярославль, 2004. – 80сЗайцева Г.К. «Школьная валеология».- Санкт-Петербург, 2001.Ж. «Здоровье наших детей»- Ярославль: «Литера», 2002-2004.Ж. «Завуч». Положение о малокомплектной школе – школе здоровья» - №1, 2002 – стр.67Ж. «Завуч». Экология образования, здоровье сберегающие технологии. - №2, 2002 – стр. 120Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. Учеб. пособие 9-10 кл., Физкультурный курс.- М.: Просвещение, 1989 – 192сКоростелев Н.Б. Школьнику о здоровье. – М.: Медицина, 1965 – 183 сОрганизация и проведение в общеобразовательной школе часа здоровья. – М.: Просвещение, 1988.Программа социального закаливания школьников. ДДОМ администрация РМО, Рыбинск, 2002.Программа подготовки педагогов образовательных учреждений к организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков. Администрация Ярославской области. Департамент образования, Ярославль, 2002.
Литература Школьная библиотека 11. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Волков А.В., Корнеева Е.Н., Рукавишникова Н.Г., Ходнева Ю.А., Ковальчук А.В. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации. – Ярославль, 2003. – 80с.12. Сметанкин А. Учитель здоровья. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272сТихомирова Л.Ф.Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. – Ярославль, 1997Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей. Учебно – методическое пособие. – Ярославль.: Изд. «Ремдер» – 2003Тихомирова Л.Ф. Теоретико – методические основы здоровье сберегающей педагогики: Монография Под ред. М.И. Рожкова. Ярославль, 2004 – 240сТихомирова Л.Ф. Школьникам о здоровм образе жизни.- Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2003 – 96сФридман М.Т. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М.: Просвещение, 1991 – 207 сШойгу С. Азбука безопасности. – М.: ОАО «Щербинская типография», 2003
Оценка эффективности здоровьесберегающих технологий 2004-2010 годы СодержаниеКритерии результативности программы “Здоровье”.Анализ урока с позиций здоровье сбережения.Здоровьесберегающие технологии в образовании (библиографический указатель).Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.График проведения групповых занятий по предмету, коррекционных заболеваний, работы психолога и логопеда Учебное время: критерии и нормы рациональной организации.Рекомендации врача- педиатра по организации работы на уроке с больными детьми.Оценка эффективности здоровьесберегающих технологий.Примерное содержание уголка здоровья в классе.Световой календарь. Расписание работы спорт. зала №1 и №2Уголок здоровья.
Критерии результативности программы Индикаторы результатовзаболеваемостиуспеваемостифизического развитияуровень воспитанностизанятостисреда окружения школьникасостояние здоровьяКритерии эффективности на основе анализа внешней средыжелание учащихся посещать школухарактер взаимоотношенийжизнь после уроковвнешний вид учащихсяотношение к школе родителейактивность учащихся и родителей в делах школы и классаОценка эффективности З.С.Т. с позиции школыпроизводственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условийактивность педагогов в курсовой подготовке по З.С.Т.анализ УМК с позиции здоровьесбереженияанализ учебного плана, тематического планированияутверждение ритма работы школы в ГСЭСединое расписание занятий в школеучет особенностей здоровья в учебной деятельностиПромежуточный контроль по реализации программыотчет учителя предметникаотчет классного руководителяотчет воспитателя ГПДпедагогический совет по итогамобщешкольное родительское собраниеОбщешкольные конкурсы (итоговый контроль)Конкурс «Лучший ученик года»Конкурс «Лучший активист года»Конкурс «Лучший спортсмен года»Конкурс «Лучший класс года»Конкурс «Лучший кабинет года» 6. Конкурс «Самый здоровый класс»
Промежуточный контрольпо реализации программы. Отчет классных руководителей по реализации программы сохранения и укрепления здоровья школьников.Отчет воспитателя ГПД по реализации программы сохранения и укрепления здоровья школьников.Отчет учителя-предметника по реализации программы сохранения и укрепления здоровья.
Общешкольные конкурсы.Содержание. Конкурс « Самый здоровый класс».Конкурс « Лучший класс».Конкурс « Ученик года».Конкурс « Час здоровья».Конкурс « Учитель недели».Положение о кабинетах.Положение о медицинском кабинете.Положение о работе сучащимися, временно отсутствующими на занятиях ввиду болезни и выздоровевшими учениками.положение о дежурстве по школе среди учащихся
Приложения Формирование здоровьесберегающей среды (методические рекомендации.)Приложение.Мероприятия по охране жизни и здоровья учащихся и технике безопасности.Санитарно – эпидемиологическое заключение на 2006 – 2007 учебный год.Санитарно – эпидемиологическое заключение на 2007– 2008 учебный год.Формирование здоровьесберегающей среды (Руководство)Формирование здоровьесберегающей среды. (Контроль)Формирование здоровьесберегающей среды. (Справки).РЕФЕРАТЫ.ФизкультминуткиОхрана здоровья учителяРабота с родителями Из опыта работыМетодический день.Оценка эффективности здоровья.