Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. (из опыта работы)
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В настоящее время увеличена учебная нагрузка на функциональные возможности организма детей. За период обучения в образовательной организации число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у обучающихся – нарушение остроты зрения. Охрана зрения обучающихся должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в образовательную организацию, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Забота о здоровье обучающихся- обязанность каждой ОО, каждого учителя. Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся больше, чем врач!
На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата. Целью своей деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать из ребёнка личность, развитую всесторонне и гармонично. Главная задача работы учителей физической культуры – обеспечить обучающемуся возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в образовательной организации. Данная задача решается через: 1) совершенствование методики проведения урока; 2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися; 3) коррекцию занятий обучающихся на основе диагностики развития, способностей и природных задатков; 4) учет возрастных индивидуальных особенностей; 5) мотивацию обучающихся к учению. Основными направлениями я выбрала следующее: укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом; повышение общего среднего уровня физической подготовки обучающихся; стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта; научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни; формировать ценностное отношение к своему здоровью; формировать потребность в здоровом образе жизни.
Условия реализации здоровьесбережения: С ранней весны, до поздней осени, а также и зимой занятия по возможности провожу на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность.
Условия реализации здоровьесбережения: На уроках использую фронтальные и групповые формы. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – ходьба «гусиным шагом», прыжковый бег – передачей мяча в парах.
Условия реализации здоровьесбережения: Использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: кегли, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность обучающихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
Условия реализации здоровьесбережения: В организации соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения, нормируются учебная нагрузка и режим занятий, используются здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; создан благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами формируются потребности в ЗОЖ у детей, педагогов и родителей. Исходная позиция – каждый обучающийся индивидуальность. Обучающийся - субъект своего образования.
Условия реализации здоровьесбережения: Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры использую на других занятиях и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, внеклассная работа.
Принимаю активное участие в организации летнего и осеннего каникулярного отдыха обучающихся на базе школьного лагеря дневного пребывания «Солнышко» в МБОУ НОШ им. А. С. Пушкина. В целях реализации школьной программы «Здоровый образ жизни», организую и провожу общешкольные спортивные праздники и соревнования: ежемесячные Дни Здоровья, «Весёлые старты», во внеурочной деятельности провожу кружок «Казачьи забавы», также проводятся занятия с казаками-дружинниками по подготовке казачат к национальным играм «Шермициям».
Мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся
Результативность Повышение успеваемости по предмету. Рост физической подготовленности. Мотивация к соблюдению здорового образа жизни. Повышение динамики состояния здоровья учащихся.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся позволяет создать ситуацию успеха для ребят с разными физическими возможностями. В результате осуществления связи обучения с практикой посредством организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время, за период 2015-2016 учебного года школьные команды добились побед на районных соревнованиях: спартакиаде по футболу «Кожаный мяч» - III место; команда 4-х классов заняла I место, а команда 3-х классов заняла II место в спортивных соревнованиях «Веселые старты»; наша команда казачат 4-х классов приняла активное участие в казачьих играх шермициях в ст. Кутейниковской; в октябре наши ребята 4-х классов заняли I место в соревнованиях «Донцы – молодцы».
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский Здоровьесберегающие технологии должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления обучающихся. Спасибо за внимание!!!