Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в ДОУ Из опыта работы Сомовой Т.В., инструктора по физической культуре МДОАУ № 14 Новотроицк 2016 Номинация: Инновации в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Основная проблема НО:
Цель: Совершенствование образовательного процесса в ДОУ на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с помощью нового вида занятия (тематическое физкультурно-познавательное занятие); повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО Задачи: Апробировать и внедрить в практику ДОУ тематические физкультурно-познавательные занятия; Разработать тематику и конспекты физкультурно-познавательных занятий, основанных на интеграции двигательной и познавательной деятельности детей; Составить перспективный план проведения тематических физкультурно-познавательных занятий для старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа данного опыта: работы Платона, Аристотеля о телесном и духовном в воспитании ребенка; Милля, Спенсера о всестороннем приобщении человека к ценностям культуры и гармоничном развитии всех его способностей; П.Ф. Лесгафта о гармонии физического (телесного) и духовного в физическом воспитании; И.М. Сеченова о системности работы мозга; теория развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; положения о зонах ближайшего развития Л.С. Выготского Современные педагоги, изучающие физиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Н. Голиков, Т.И. Осокина, М.А. Васильева, В.В. Гербова, В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егорова, А.В. Чеботарев и др.
Ожидаемые результаты использования инновационной разработки: интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста окажет положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей, позволит повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в ДОУ.
Научная новизна: Дошкольники на физкультурно-познавательных занятиях в движении закрепляют познавательный материал по тематике недели. Физкультурное занятие наполняется новым содержанием, двигательным, игровым и познавательным, превращается из обычного в тематическое физкультурно-познавательное занятие.
Практическая значимость инновационной разработки: формирование у ребёнка потребности в самостоятельной двигательной деятельности; возможность использования дошкольником полученных ранее знаний в формировании нового двигательного опыта; использование методических материалов данной работы педагогами ДОУ.
Процесс интеграции видов деятельности Познавательная деятельность Двигательная деятельность Двигательно-познавательная деятельность тематическое физкультурно-познавательное занятие Механизм интеграции – образ, созданный с помощью различных видов детской деятельности
Двигательно-познавательная деятельность Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется комплексно-тематическим планом ДОУ. Двигательно-познавательное образование дошкольников предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней и бодрящей гимнастики, прогулки, физкультминуток, досугов, праздников, развлечений и др.
При планировании необходимо реализовать следующие задачи: Разработать в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности; Создать материально-техническую базу для проведения двигательно-познавательной деятельности.
Планирование физкультурно-познавательных занятий в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ Комплексно-тематическое планирование ДОУ Тема физкультурно-познавательного мероприятия Форма проведения Школа безопасности Что растет в лесу и на лугу Прогулка в лес (основы безопасного поведения в лесу) Спортивный досуг на свежем воздухе О хороших привычках и манерах поведения. Правила безопасного поведения Заливаем Кошкин дом (основы пожарной безопасности) Физкультурно-познавательного мероприятия по основам ОБЖ Безопасность на дорогах Уроки Светофора Светофорыча (правила безопасности на дороге) Физкультурно-познавательный досуг совместно с первоклассниками Наша родина Россия Моя страна - Россия Наша родина - Россия физкультурно-познавательное занятие Наши защитники Богатыри Руси Физкультурно-познавательный досуг с папами День Победы Военно-спортивная игра «Зарница» Патриотическая физкультурно-познавательная игра Здравствуй, лето! Лето в деревне Музыкальный спортивно-познавательный праздник с другими детскими садами Наша планета - Земля Мы - друзья природы. Красная книга. Наша планета - Земля Физкультурно-познавательное занятие Мой город. Моя область Путешествие по странам Физкультурно-познавательный досуг Космос Большое космическое путешествие физкультурно-познавательное занятие Транспорт Морское путешествие Физкультурно-познавательный досуг Животные жарких стран Кругосветное путешествие Летний физкультурно-познавательный праздник
Приёмы и формы работы: сюрпризный момент (письмо, сообщение, гость, игрушка, предмет); показ презентации, видео, иллюстраций; художественное слово; вопросы к детям; решение проблемной ситуации; моделирование; ситуация выбора; приём вхождения в образ (для повышения творческой активности необходимо использовать неоднократное вхождение в образ); использование музыкального сопровождения; использование здоровьесберегающих технологий (йоги, аэробики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, игрового массажа, сюжетной релаксации, психогимнастики); познавательные и сюжетные подвижные игры
Предварительная работа по организации и проведению физкультурно-познавательных занятий написание и проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала; разработка сценария занятия; предварительная подготовка детей к участию в мероприятии: разучивание комплекса ОРУ с предметом, который фигурирует в сценарии; знакомство с подвижными играми, входящими в мероприятие; подбор музыкального сопровождения; оборудование и декорации спортзала, атрибуты и экипировка участников игры; привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях, изготовлению костюмов и созданию образов игровых персонажей.
Структура физкультурно-познавательного занятия подготовительная часть: формирование эмоционально-положительного отношения и интереса детей к последующей двигательной деятельности, подготовка организм к дальнейшей нагрузке; основная часть: закрепление навыков в основных видах движений, оздоровления и коррекции, воспитание психофизических качеств, знакомство со способами передачи двигательной выразительности, побуждение к самостоятельному решению двигательных задач, проблемных ситуаций, проявление творчества в создании движений; заключительная часть: снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков саморасслабления. Общеобразовательные задачи решаются по ходу всего занятия
Развивающая предметно-пространственная среда Упражнения на степах Релаксация на фитболе
Развивающая предметно-пространственная среда Русская народная игра «Ниточка – иголочка» Подвижная игра «Космонавты»
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Заливаем Кошкин дом» Просмотр презентации Фрагмент презентации
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Заливаем Кошкин дом» Драматизация сказки «Кошкин дом»
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Заливаем Кошкин дом» Эстафета «Вызываем 01» Эстафета «Пожарные машины спешат на помощь»
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Заливаем Кошкин дом» Награждение команд
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глубины» Отправляемся в путешествие Наблюдаем из иллюминатора батискафа
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глубины» Игровой массаж «На море» Надеваем снаряжение водолазов
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глубины» На пути – подводная пещера Попадаем на затонувший корабль
Тематическое физкультурно-познавательное мероприятие «Путешествие в морские глубины» До свидания, море!
Диагностика и анализ показателей 2015 г. по сравнению с 2013 г: Показатели Возрастание на Скоростные качества 7% Скоростно-силовые качества 4.2 % Показатели гибкости 5.8 % Физическая подготовленность 7% Интеллектуальное развитие 8.5% Посещаемость 3,1% Индекс здоровья 7.4%
Адреса диссеминации опыта использования продукта Публикации: Журнал "Обучение дошкольников", «Из опыта работы». №3/2011 Интернет-публикации Российский общеобразовательный портал: http://school.edu.ru/catalog.asp?ob_no=52215 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/authors/218-120-229 Страничка на NUMI.ru; http://numi.ru/2856 Адреса сайтов в Интернете: http://tamaris20072007.narod.ru/ http://tamaris20072007.ucoz.net/ http://tamaris20072007.okis.ru/ Электронные адреса: [email protected], [email protected] Перспективы продолжения работы Повышение качества образования за счет совершенствования методики проведения занятий; включение в инновационную деятельность всех групп ДОУ, начиная со второй младшей; расширение диссеминации опыта работы (участие в конкурсах, публикации в печатных изданиях, использования интернет-ресурсов)
Всем творческих успехов и творчества во всем!