Гимнастика является частью комплексной программы по физическому воспитанию и одной из основных дисциплин учебного плана физической культуры в школе.
Прыжки Прыжки способствуют развитию силы мышц (прежде всего мышц ног), укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть, ловкость, смелость. При выполнении прыжков формируются прикладные навыки в преодолении препятствий. Гимнастические прыжки делятся на две группы: неопорные и опорные.
Неопорные прыжки выполняются без опоры руками о какой-либо снаряд. К этой группе относятся прыжки на месте на обеих ногах и на одной ноге, прыжки с высоты, с трамплина, прыжки со скакалкой.
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ
Висы и упоры
Гимнастика с элементами акробатики Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Последовательность обучения. 1. В упоре лежа, поочередно переставляя руки, передвижения влево, вправо, вперед, назад. 2. В упоре лежа слегка ссутулиться, затем «провиснуть» в плечах и резким движением плечевых суставов вперед возвратиться в и. п. 3. Из упора лежа толчком ног упор стоя ноги врозь согнувшись с последующим быстрым вставанием в стойку руки вперед. 4. Из упора лежа одновременным толчком рук и ног принять присед, полуприсед, стойку ноги врозь, руки вперед.
Акробатика
Последовательность обучения. Выполнить «мост» из положения лежа на спине. Из и. п., стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку. То же на большем расстоянии и, поочередно перехватывая руками рейки гимнастической стенки, опуститься как можно ниже. Помогать стоя сбоку, поддерживая под лопатки при опускании и поднимании туловища. «Мост» наклоном назад с поддержкой стоя лицом друг к другу.
Кувырок вперед в стойку на лопатках Техника выполнения. Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать (рис.)
Стойка на голове согнув ноги Техника выполнения. Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги (рис.)
Последовательность обучения.
Гимнастика 8 класс
ВИСЫ И УПОРЫ
УПРАЖНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ Опускание в упор присев из стойки на руках у стенки (или с помощью партнера). Вис на подколенках. То же с отпусканием рук. Выполнение упражнения в целом с помощью.
Подъем в сед ноги врозь. Упор согнувшись на брусьях учащийся принимает после размахивания в упоре на руках. Подъем в сед ноги врозь. Упор согнувшись на брусьях учащийся принимает после размахивания в упоре на руках. Подъем разгибом в сед ноги врозь (см.рисунок) выполняется, энергично разгибаясь в тазобедренных суставах вперед-вверх (под углом 45-60°) (см.рис-А), разводя ноги в стороны и опуская их в сед ноги врозь (см.рис-Б).
Подъем завесом вне. Махом вперед, пройдя вертикаль, начать сгибаться в тазобедренных суставах, чтобы к окончанию маха вперед носки ног находились близко от грифа перекладины. С началом маха назад быстро перемахнуть одну ногу за перекладину (рис. а) и согнуть ее в коленном суставе. Одновременно энергично разогнуть другую ногу в тазобедренном суставе. Далее, надавливая руками на перекладину и стремясь прижать прямые руки к телу, выйти в упор (рис. б).
Из упора на низкой перекладине перемах ноги вне; опускание в вис завесом. Из упора на низкой перекладине перемах ноги вне; опускание в вис завесом. То же и подъем завесом из размахивания с помощью. Из размахивания на перекладине махом вперед перемах в вис завесом вне. То же и подъем завесом с помощью
Из седа на нижней жерди (на бревне) поворот в сед. Принять и запомнить правильную позу. Из седа на нижней жерди (на бревне) поворот в сед. Принять и запомнить правильную позу. В висе лежа хватом за нижнюю жердь перехват правой рукой скрестно под левой обратным хватом. Выполнение элемента в целом.
УПРАЖНЕНИЯ Прыжок ноги врозь через козла в длину с замахом (ноги на уровне плеч). Вскок в упор присев на козла и соскок прогнувшись. Прыжок согнув ноги без разгибания. Прыжок согнув ноги на дальность приземления (внимание на группировку и толчок руками). Прыжок согнув ноги с прогибанием после толчка руками.
Толчком ног (с мостика) упор согнувшись (высокое поднимание таза, спина круглая). Толчком ног (с мостика) упор согнувшись (высокое поднимание таза, спина круглая). То же, но в упор стоя (ноги влево или вправо от рук). Из положения упора стоя согнувшись, ноги слева (справа) от рук, толчком ног и руки (со стороны ног) поворот на 90° в упор лежа (на полу). То же, но с коня в доскок. Прыжок в целом с помощью и страховкой.
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения. В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения. На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах
Совершенствование строевых упражнений Повороты в движении кругом. Их выполняют по команде «Кругом - марш!», подаваемой под правую ногу. Учащийся делает шаг левой, полшага правой вперед и немного влево (за линию левой ноги). Не прижимая рук к бедрам, делает на носках поворот кругом и без остановки начинает движение с левой ноги в обратном направлении. Упражнение разучивают в движении шеренгой по разделениям: на счет «раз» - шаг левой; на счет «два» - шаг правой с одновременным поворотом кругом в момент постановки ноги; на счет «три» - шаг левой в новом направлении.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Команды: а) «Через центр МАРШ!» (подается на одной из середин зала); б) «В колонны по одному направо и налево в обход – МАРШ!» (подается на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход; в) «В колонну по два через центр - МАРШ!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, по восемь.
Освоение и совершенствование висов и упоров Юноши Подъем в упор силой. Из виса (рис. а) подтянуться, слегка сгибаясь в тазобедренных суставах (рис. б). В конце подтягивания быстро перевести одну руку в упор локтем вперед (рис. в) и, не задерживаясь, подавая плечи вперед, перевести другую руку в упор (рис. г); разгибая руки, выйти в упор (рис. д).
Размахивание в упоре до выведения стоп выше жердей. Сгибание и разгибание рук в упоре. Размахивание в упоре на согнутых руках. Размахивание в упоре, махом назад развести ноги и мягко опустить на жерди внутренними сто­ронами стоп, согнуть руки, оттолкнуться ногами, свести их и махом впе­ред разогнуть руки; сгибание и разгибание рук на махе, с помощью и страховкой.
Подъем разгибом в сед ноги врозь. Это упражнение удобно изучать вначале на низких брусьях. В этом случае в упор на руках согнувшись приходят махом одной и толчком другой ноги. Следят за тем, чтобы таз в упоре на руках согнувшись был на уровне головы или немного выше. Не задерживаясь в этом положении, надо энергично разогнуться, направляя ноги и таз вверх-вперед. Далее, тормозя движение ног и отталкиваясь плечами, надавить прямыми руками на жерди и перейти в сед ноги врозь (ноги разводятся в момент выхода в упор, после окончания разгибания тела). Подъем разгибом в сед ноги врозь. Это упражнение удобно изучать вначале на низких брусьях. В этом случае в упор на руках согнувшись приходят махом одной и толчком другой ноги. Следят за тем, чтобы таз в упоре на руках согнувшись был на уровне головы или немного выше. Не задерживаясь в этом положении, надо энергично разогнуться, направляя ноги и таз вверх-вперед. Далее, тормозя движение ног и отталкиваясь плечами, надавить прямыми руками на жерди и перейти в сед ноги врозь (ноги разводятся в момент выхода в упор, после окончания разгибания тела).
ОСВОЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПОРНЫХ ПРЫЖКОВ Техника выполнения. В целом техника выполнения данного прыжка мало отличается от техники выполнения прыжка ноги врозь через козла в ширину (VI класс). Однако для выполнения прыжка ноги врозь через коня в длину требуется более энергичный разбег и толчок ногами о мостик и руками о снаряд. При хорошем выполнении стопы ног поднимаются выше уровня плеч.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
ОСВОЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Кувырок выполняется аналогично кувырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и скорость разбега.
Последовательность обучения. 1. Повторить из упора присев длинный кувырок вперед. 2. С места кувырок прыжком. 3. С 2-3 шагов разбега кувырок прыжком, постепенно увеличивая высоту до 50-70 см. 4. С разбега кувырок прыжком через препятствие высотой до 90 см (в качестве препятствия может служить натянутая скакалка, свернутый мат).
Стойка на руках с помощью
Кувырок назад через стойку на руках с помощью Техника выполнения. Кувырок выполняется из седа с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая перекат назад согнувшись, поставить руки около плеч пальцами к плечам и быстро разогнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямляя руки, опуская ноги назад, принять упор присев.