Психология спорта Лекция №6
План Физиологические основы волевых действий Волевая деятельность Волевые качества Волевая подготовка
Действия
Физиологические основы волевых действий Пирамидный путь – нервные центры произвольных движений сосредоточены в области передней центральной извилины коры головного мозга. В этом участке находятся клетки пирамидной формы, от которых берут начало нервные волокна, соединяющие их со скелетной мускулатурой.
Физиологические основы волевых действий (продолжение) Экстрапирамидный путь – нервные волокна его берут начало в премоторной зоне (несколько впереди передней извилины). На своем пути волокна прерываются синапсами в соответствующих отделах переднего и среднего мозга. Обеспечивают плавность и слитность движений.
Физиологические основы волевых действий (продолжение) Нервные возбуждения получаемые от чувствительных клеток двигательного участка коры к которым приходят импульсы от органов движения (возникают двигательные ощущения и представления Связи кинестезических клеток двигательной коры с клетками центральных отделов других анализаторов (благодаря этому возникают идеомоторные акты)
Воля Способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей
Особенности волевой деятельности Переживание свободы выбора («могу поступить так, а могу иначе»); Волевая деятельность полностью детерминирована (обусловлена складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, разнообразных жизненных обстоятельств); Осуществляет человек как личность (сам определяет свой жизненный путь)
Звенья волевого акта 1. Наличие цели (осознание того чего хочет добиться человек) 2. Наличие мотива действия (объяснение, почему человек стремиться к данной цели) 3. Интеллектуальное звено – обдумывание путей достижения 4. Двигательное звено – для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности
Структура волевого акта Борьба мотивов – психологическое состояние перед принятием решения (характеризуется беспокойством, напряженностью, дискомфортом). Принятие решения – определяет русло по которому будет совершаться волевое действие. Волевое усилие – преодоление препятствий внутреннего характера ( выражается во внимании, сосредоточенном на выполняемом действии, и в побуждении себя действовать несмотря на возникшие трудности и препятствия). Выполнение действия путем определенных рабочих операций.
Виды самочувствия после принятия волевых решений Если решение принято после борьбы мотивов, человек испытывает облегчение – кончилась неопределенность, конфликт разрешился. Несмотря на принятое решение, остается чувство беспокойства, связанное с сомнениями в правильности принятого решения (возникает нерешительность)
Волевые качества -целеустемленность (ясное видение перспективной цели) -решительность и смелость (склонность к риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений) -настойчивость и упорство (мобилизация энергии и активности в достижении цели, в преодолении препятствий) -выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения) -самостоятельность и инициативность (собственный почин, инноваторство)
Бегуны стайеры
Прыгуны на лыжах
Гимнасты
Футболисты
Практической основой методики волевой подготовки являются - регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок - систематическое введение в учебно-тренировочный процесс дополнительных трудностей - широкое использование соревновательного метода - создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (1) Введение дополнительного задания (предварительно не сообщая спортсмену) связанного с увеличением продолжительности тренировочной работы на фоне утомления. Направленность - воспитание выдержки, настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений утомления Пример: преодоление одного или нескольких дополнительных тренировочных отрезков после напряженной программы с заданием показать наивысший результат
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (2) Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях или с использованием инвентаря, усложняющего выполнение упражнения. Направленность: повышение надежности навыков и воспитание уверенности. Пример: бег по сильно пересеченной местности, по песку или снегу, плавание с тормозными устройствами, работа в условиях искусственной гипоксии.
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (3) Изменение условий выполнения упражнений с целью создания дополнительных трудностей. Направленность: воспитание упорства и настойчивости. Пример: бег в гору, бег по песку.
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (4) Введение сбивающих сенсоэмоциональных факторов. Направленность - воспитание стойкости и самообладания. Пример: упражнения в воде при большом скоплении тренирующихся на одной дорожке.
Некоторые методические приемы создания дополнительных трудностей в процесс волевой подготовки спортсменов (5) Усложнение тренировочных и эмоциональных взаимодействий, условий оценки достижения. Направленность: воспитание бойцовых качеств, воли к победе. Пример: обеспечение в тренировке постоянной конкуренции равных по силам спортсменов.
Важным разделом волевой подготовки является процесс самосовершенствования - соблюдение общего режима жизни - самоубеждение, самопобуждение, самопринуждение к выполнению тренировочной программы - саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутотренинга и т.д.