Физиология физического воспитания и спорта не только учебная, но и научная дисциплина.включает в себя два связанных между собой раздела: общая и частная физиология физического воспитания и спорта.
Содержание общей физиологии физического воспитания и спорта включает в себя: основы адаптации к физическим нагрузкам и резервные возможности организма,функциональные изменения и состояния организма при занятиях спортом.
Частная физиология физического воспитания и спорта включает в себя физиологическую классификацию физических упражнений, закономерности формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособность обучающихся на занятиях.
Физиология физического воспитания и спорта связана с такими учебными дисциплинами как биология, анатомия, гигиена, психология, физиология, химия, физика,связана с теорией и методикой преподавания физической культуры, с педагогикой, спортивной медициной, лечебной физкультурой.
Основная задача физиологии физического воспитания и спорта – изучение функционального состояния организма человека. Одной из важнейших задач физиологии физического воспитания и спорта является обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих высокие достижения спортивных результатов и сохранения здоровья обучающихся.
Физиология физического воспитания и спорта занимает важное место в теории физической культуры. Это - фундамент знаний, необходимых учителю для достижения высоких спортивных результатов и в деле сохранения здоровья.
Педагогу необходимо хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме ученика во время занятий физической культурой, чтобы правильно строить работу на уроках, совершенствовать её. Учитель должен уметь грамотно обосновать свои распоряжения и рекомендации. Следить за тем, что бы у детей не было переутомления и перенапряжения на занятиях.
Физические упражнения – это двигательная деятельность, с помощью которой решаются задачи физического воспитания.Эффективность выполнения упражнений во многом зависит от процессов восприятия и переработки сенсорной информации. Эти процессы обеспечивают как наиболее рациональную организацию двигательных актов, так и совершенство тактического мышления обучающихся.
Общепринятой считается классификация физических упражнений, которую предложил В.С.Фарфель.Первоначально, все упражнения разделены на позы и движения. Затем все движения подразделены по категории стандартности на стандартные( с повторяющимся порядком действий) и нестандартные ( спортивные игры и единоборства).
Стандартные движения разбиты на группы по характеру оценки спортивного результатаупражнения качественного значения (с оценкой в баллах - гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.) упражнения количественного значения (с оценкой в килограммах, метрах, секундах)..
Из упражнений количественного значения выделены упражнения с разной структурой ациклические (тяжёлая атлетика, стрельба, прыжки, метания) и циклические (бег, ходьба, плавание, велоспорт, лыжные гонки, конькобежный спорт).
Общее для циклических движений:Все фазы движений первого цикла есть и в остальных, причём в той же последовательности. Циклы неотделимы друг от друга.Физиологическая основа циклических движений – ритмический двигательный цепной рефлекс, который имеет, безусловно, рефлекторное происхождение. Поддерживается автоматически.
Значительная часть циклических движений - естественные локации.Основные переменные величины – мощность и длительность выполняемой работы.Зависимость предельной продолжительности работы от её мощности или скорости передвижения.
Для ациклических упражнений характерны:Чётко выраженное начало и конец.Повторение ациклического движения не является продолжением предыдущего.Не строятся на ритмическом двигательном рефлексе.Для них характерны максимальная сила и скорость сокращения мышц.
Выполнение упражнений требует хорошей координации, точности движений, развитого чувства времени, концентрации внимания, значительной абсолютной и относительной силы. Любые навыки не являются врождёнными движениями. Они приобретаются в ходе индивидуального развития.
Утомления – важная проблема физиологии спорта. С точки зрения физиологии утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.Основным фактором, вызывающим утомление, является умственная или физическая нагрузка, чем больше величина нагрузки, тем более выраженными ранним является утомление.
Работоспособность - потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении заданного времени и с определённой эффективностью. Показатель стабильного здоровья – высокая работоспособность.. Низкие её значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Физическая работоспособность зависит от уровня его тренированности, степени закрепления рабочих навыков, физического и психического состояния, выраженности мотивации к труду и других факторов.
Физическую работоспособность спортсмена определяют с помощью Гарвардского степ-теста, разработанного в США и рассчитанного на оценку здоровых молодых людей, так как от исследуемых лиц требуется значительное напряжение.
Одной из важнейших задач возрастной физиологии является нормирование физических нагрузок для детей с учётом различного их возраста. Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма обучающихся к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышению работоспособности, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Презентация выполнена Мызниковым Максимом Андреевичем учителем физической культуры МБОУ «СОШ №15 с УИОП» г. Энгельса Саратовской области