Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ласточка» города Мегиона Фитбол - больше, чем мяч» Инструктор – методист по адаптивной физической культуре: Захарова Карина Юрьевна
Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры.
Цель фитбол-гимнастики: повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Задачи фитбол-гимнастики ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий. 3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой. 4. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств.2. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познает собственное тело и его многочисленные возможности.3. Развитие культуры движений и телесной рефлексии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ 1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека.2. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.
Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Розовый тонизирует при подавленном настроении. Жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия. Знание «азбуки цвета» - «лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека.
Упражнения фитбол-гимнастики Виды упражнений применяемых на занятии АФК УПРАЖНЕНИЯ С ФИТБОЛОМ ФИТБЛОЛ КАК АМОРТИЗАТОР, ТРЕНАЖЕР (рук, ног; Равновесия) ФИТБЛОЛ КАК ОТЯГОЩЕНИЕ (в руках, ногах, на спине) ФИТБЛОЛ КАК ОПОРА (под спину, руки, ноги, живот) ФИТБЛОЛ КАК ПРЕДМЕТ (ОРУ в различных и.п., «школа мяча») ФИТБЛОЛ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ (перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях) ФИТБЛОЛ КАК ОРИЕНТИР ФИТБЛОЛ КАК МАССАЖЕР Функциональное использование фитбола
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп) УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ (упражнения на расслабление мышц рук и плечевого пояса, спины, мышц ног) УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ И ТАЗОВОЙ ОБЛАСТИ (упражнения ля стопы и голени, для увеличения подвижности в суставах, для мышц тазового дна. Силовые упражнения для мышц бедра) УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА (упражнения для мышц передней, задней, боковой поверхности туловища (силовые), для увеличения подвижности позвоночника, для мышц шеи. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ( упражнения для пальцев и кисти, для увеличения подвижности в суставах, для сгибатей и расгибателей, для увеличения подвижности в предплечье. УПРАЖНЕНИЯ СИДЯ НА ФИТБОЛЕ Классификация гимнастических упражнений в фитбол-гимнастике.
«Золотые» правила фитбол-гимнастики Подбирать фитбол каждому ребенку по росту и возрасту. Перед занятием убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол. Проследить, чтобы на детях была удобная одежда. Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным. Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта. Исключить во время занятий быстрые и резкие движения. При выполнении упражнений в положении лежа не задерживать дыхание. Не злоупотреблять статическими упражнениями в и.п. лежа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение. При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением. При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками на полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов. Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление. С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях. Упражнения могут выполняться в течение целого занятия, с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения в качестве фрагмента занятия. Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.
Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка
Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы. Обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам: происходит укрепление опорно-двигательного аппарата; совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы; развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость; улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля. Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.
1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. 1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 3. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104с.Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь, 2007. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003.