Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока
«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
отсутствие назидательности и авторитарности отсутствие назидательности и авторитарности воспитание, а не изучение культуры здоровья элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников интерес к учебе, желание идти в школу наличие физкультминуток наличие гигиенического контроля
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей;учет возрастно-половых особенностей;учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия: оптимальная плотность урока;чередование видов учебной деятельности.
Оптимальная плотность урока предусматриваетколичество видов учебной деятельности;их смена;длительность и чередование; отвлечения от учебной работы.
Виды учебной деятельности чтение, письмо, слушание, рассказ, рассматривание пособий, ответы на вопросы, самостоятельная работа.
Рекомендациисчитается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, нерациональным – 1-2;смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на урокефизкультминутки;динамические паузы;минутки релаксации;дыхательная гимнастика;гимнастика для глаз;массаж активных точек;
Цель оздоровительных моментовотдых центральной нервной системы; профилактика утомления;профилактика нарушений осанки;профилактика ухудшения зрения.
Рекомендации по организации оздоровительных моментовкомплексы упражнений должны меняться раз в неделю;проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие эмоциональных разрядокпоговорка;высказывание;веселое четверостишие;юмористическая или поучительная картинка.
Цель эмоциональных разрядокнеобходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
РекомендацииВ течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
Правильная поза ученика во время занятий за столомдлина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка;высота ножек стула должна равняться длине голени;голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка;
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см;тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов;при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;позвоночник опирается на спинку стула; предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;плечи находятся на одном уровне.
Рекомендациирабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке;ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом;непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления;педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
Положительные эмоциисоздание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса;положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Будьте здоровы!