* 5klass.net
Тест на тему: Азот. Аммиак. *
1.Степень окисления азота в соединении Na3N А. +1 Б. +2 В+4 Г. -3 *
2. Молекула аммиака NH3 имеет форму: А. изогнутую Б. линейную В. плоскую Г.тетраэдрическую *
3.Азот в составе аммиака является: А. только окислителем Б. восстановителем В. как окислителем, так и восстановителем Г. Акцептором электронов *
4. Какая среда образуется при пропускании аммиака через воду А. кислая Б. щелочная В. нейтральная Г. аммиак в воде не растворяется *
5.Найти соответствие * формула название 1.NH3 А. Азотная кислота 2.NO Б. Молекула азота 3.NaNO3 В. Аммиак 4.HNO3 Г. Оксид азота (II) 5.N2 Д. Нитрат натрия
За каждый правильный ответ – 1 балл Всего: 9 баллов. Если правильно 9 баллов – оценка «5» 8 – 6 баллов – «4» 5 – 3 балла – «3» 2 балла - « 2» Оценивание: *
Урок «Соли аммония» *
Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства солей аммония. Применение солей аммония. *
Задачи: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: соли аммония качественные реакции на ион аммония химические свойства солей аммония 2. Формирование следующих специальных умений и навыков: умение составлять химические уравнения реакций умение пользоваться химической символикой и химическим языком умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами выполнять требования инструкций техники безопасности 3. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности 4. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником. *
Задачи: к следующему уроку учащиеся должны: знать: качественные реакции на ион аммония способы получения солей аммония на примере хлорида аммония уметь: составлять соответствующие уравнения реакций, отражающие свойства солей аммония проводить эксперимент, отражающий свойства солей аммония. *
ИГРА « Третий лишний» * BaCL2 HCL CuCL2 H2SO4 NaNO3 NaOH NH4CL H2CO3 (NH4)2S
План урока: 1. Строение солей аммония. 2. Получение 3. Физические и химические свойства. 4. Применение (сообщение ученика) 5. Закрепление 6. Рефлексия. 7. Задание на дом. *
Ион аммония 15 H Строение N H H •• Механизм Донорно-акцепторный Связь Ковалентная полярная N H H H •• + H+ N H H H •• H + АКЦЕПТОР ДОНОР Состав NH3
*
Получение солей аммония NH3 + НCL = NH4Cl NH3+HNO3= 2NH4OH+H2SO4 = NH4NO3 (NH4)2SO4+2H2O *
Будут ли соли аммония проявлять характерные свойства класса солей? Какие? *
Со щелочами С кислотами С солями разложение *
* Техника безопасности
Лабораторная работа * Что делали? Что наблюдали? Выводы. Уравнения реакций
Группа № 1 Качественная реакция на ион аммония NH4Cl + NaOH = Na CL + NH3↑ + H2O NH4⁺+ Cl⁻+ Na⁺+OH⁻ Na⁺+CL⁻+NH3↑+H2O NH4⁺+OH⁻ NH3↑+ H2O Вывод: реактивом на ион аммония {NH4+} является щелочь. Выделяется аммиак, обнаруживается по запаху *
Группа № 2 Разложение хлорида аммония NH4Cl = NH3↑ + НCl *
Группа № 3 Взаимодействие с солями NH4Cl + AgNO3 => NH4NO3 + AgCl↓ NH4⁺ +Cl⁻ + Ag⁺+NO3⁻ =>NH4⁺+NO3⁻+AgCl↓ Cl⁻ + Ag⁺ =>AgCl↓ *
Группа № 4 Взаимодействие с кислотами (NH4)2СO3 + 2НCl=> СО2 ↑+ Н2О + 2NH4 CL 2NH4⁺+CO32⁻+ 2Н⁺ +2Cl⁻=>СО2 ↑+ Н2О+ 2NH4⁺ +2CL⁻ CO3⁻+ 2Н⁺ +=>СО2 ↑+ Н2О *
Реактив Несслера. 2K2[HgI4] + NH3 . H2O + 3 KOH = (Hg2N)I . H2O¯ + 7KI + 3H2O *
Особые свойства солей аммония Разложение солей аммония (NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O 3(NH4)2SO4 => N2 + 3SO2 + 6H2О + 4NH3 NH4NO2 => N2 + 2H2O (NH4)2CO3 => 2NH3 + CO2 + H2O *
Опыт « ВУЛКАН» *
Опыт «Фараонова Змея» (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2↑ + 4H2O 2KNO3 = O2↑ + 2KNO2 C12H22O11 + 6O2 = 6CO2↑ + 11H2O + 6C *
Выбери формулу * (NH4)3PО4 хлорид аммония NH4NO3 фосфат аммония NH4Cl гидросульфат аммония (NH4)2SO4 нитрат аммония (NH4)НSO4 сульфат аммония
«Да» или «нет» 1)Ион аммония имеет заряд -1 2) Соли аммония белые кристаллические вещества 3) Все соли аммония хорошо растворимы в воде 4)Дыма без огня не бывает 5)Соли аммония обладают всеми свойствами солей 6)Ион аммония имеет форму пирамиды 7)степень окисления азота в ионе аммония -4 8)Соли аммония можно определить действием щёлочи 9) Аммиак не имеет характерного запаха 10) соли аммония – минеральные удобрения 11)нашатырный спирт – это раствор аммиака в воде НЕТ ДА НЕТ ДА ДА ДА ДА ДА ДА НЕТ НЕТ *
Рефлексия Достигли ли вы поставленной цели? Что для вас было новым? О чём вы бы хотели поговорить ещё раз? *
Домашнее задание п. 26. вопрос 1,2 вопрос 4,5, кто на «4» или «5». Реакции в конспекте расписать как окислительно – восстановительные. *
* Использованная литература и интернет-ресурсы 1.О. С. Габриелян « Химия 9 класс», М. « Дрофа» – 2006 2.М.Ю.Горковенко «Поурочные разработки по химии 9 класс», М. « ВАКО», 2005 http://www.openclass.ru/node/270648 http://him.1september.ru/articlef.php?ID=200003504 http://veronium.narod.ru/Razvletchenia.htm http://chemistry-chemists.com/N4_2011/U11/ChemistryAndChemists_4_2011-U11.html http://chemistry-chemists.com/N4_2011/U11/ChemistryAndChemists_4_2011-U11.html http://festival.1september.ru/articles/517478/