Учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Калининска Саратовской области» Храпкова Ольга Владимировна Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся 900igr.net
Основная проблема Как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии?
Формы классно-урочной системы образования Урок-инсценирование Урок-пресс-конференция Круглый стол Форум Защита проектов
Основы проектной деятельности: самостоятельное применение знаний на практике; ориентирование в информационном пространстве; непрерывное самообразование; наличие критического и творческого мышления; способность увидеть, сформулировать и решить проблему.
Этапы проектной деятельности 1 этап. Продумывание темы проекта. 2 этап. Выбор возрастной группы учащихся. 3 этап. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Этапы проектной деятельности 4 этап. Формулирование дидактических целей проекта. 5 этап. Формулирование задач. 6 этап. Формулирование актуальной проблемы. 7 этап. Выдвижение гипотез решения проблемы.
Этапы проектной деятельности 8 этап. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов (научная статья, план исследования, тезисы, доклад, стендовые доклады, реферат, компьютерные презентации).
Этапы проектной деятельности 9 этап. Обсуждение плана работы учащихся. 10 этап. Обсуждение возможных источников информации. 11 этап. Самостоятельная работа учащихся в группах. 12 этап. Самостоятельная работа групп.
Этапы проектной деятельности 13 этап. Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. 14 этап. Защита проектов.
Что даёт приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности? Позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка; практически все знания учащиеся добывают самостоятельно или посредством общения между группами; помогает формировать творческую личность; стимулирует “поисковую активность”, упорство детей в достижении поставленной цели; у школьников появляется потребность поделиться своими поисками, научными открытиями.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся: формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся; осваиваются основы исследовательской деятельности; создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий); предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»); развивается способность к рефлексии; формируются ключевые компетенции.
Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении; способствует интеллектуальному росту школьников; расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности; даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.