Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса. Цель:Способствовать фор-мированию у педагогов установки на ис-пользование личностно-ориентированного подхода при подго-товке и проведении классных часов.Задачи:Проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе;Выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, разобрать проекты его организации, критерии его анализа.Наметить пути освоения педагогами технологии подготовки и проведение личностно-ориентированного классного часа.
Подготовительная работа Создание инициативной группы по подготовке педсовета;Изучение научно-методической литературы по проблеме использования личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности и по вопросам подготовки и проведения классных часов;Анализ планов работы классных руководителей и посещённых классных часов;Разработка структуры проекта личностно-ориентированного классного часа;Разработка примерного Положения о классном часе;Подготовка раздаточного материала для деловой игры;Подготовка проекта решения педсовета.
План проведения педсовета Сущность личностно-ориентированного подхода (Шабаева Т.М.);Классный час в системе личностно-ориентированного подхода (Шабаева Т.М.);Анализ планов воспитательной работы и посещённых классных часов (Шабаева Т.М.);Деловая игра «Проектирование личностно-ориентированного классного часа» (Шабаева Т.М.);Обсуждение и утверждение решения педсовета.
Сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании Что такое личностно-ориентированный подход?Чем он отличается от традиционных подходов?Из каких компонентов состоит?
Что такое личностно-ориентированный подход? Определение:Методическая ориентация в педагогической деятель-ности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самострои-тельства и самореали-зации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. Аспекты:Это ориентация в педаго-гической деятельности;Это комплексное образо-вание, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; Это устремление педагога содействовать развитию индивидуальности учаще-гося, проявлению его субъективных качеств.
Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционных? Личностно-ориентиро- ванный:Цель – развитие индиви-дуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребёнке ярко индивидуального.Традиционные:Цель – освоение учащимися социаль-ного опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков; формирование социально типичного.
Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Основные понятия: индивидуальность личность самоактуализированная личность самовыражение субъект субъектность я – концепция выбор педагогическая поддержкаПринципы: самоактуализации индивидуальности субъектности выбора творчества и успеха доверия и поддержкиМетоды: диалога игровые рефлексивные педагогической поддержки диагностические создание ситуации выбора и успеха
Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания? Что такое классный час? Какие задачи решает классный час?Чем отличается личностно-ориентированный классный час от традиционного?Как подготовить и провести личностно-ориентированный классный час?
Что такое классный час? Во-первых, это внеурочная воспитательная деятельность;Во-вторых, это фронтальная (массовая) работа с детьми;В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;В-четвёртых, это общение классного руководителя с детьми, где приоритетную роль играет педагог.
Педагогические задачи классного часа Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Целевой компонент
Содержательный компонент
Организационно-деятельностный компонент
Оценочно-аналитический компонент
Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа Совместное планирование тематики классных часов на учебный год;Уточнение темы классного часа, генерирование идей по его подготовке и проведению.Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения;Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;Проведение классного часа;Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
В дневник классного руководителя Возможно ли Другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто нам дал такое право?Того и я не знаю, ох, не знаю, право …Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:Лишь в чуде внутренней борьбыЮтится взлёт людской судьбы …
Проект решения педсовета Каждому классному руководителю разработать систему классных часов личностно-ориентированной направленности;Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации; Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов;Результаты деятельности классных руководителей по данному вопросу обсудить на заседании ШМО классных руководителей (разработать и утвердить критерии анализа личностно-ориентированного классного часа)Утвердить Положение о классном часе.