Характеристика юношеского возраста
Культурная специфика юношеского возраста специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском собственной идентичности
Основные понятия: Социальная ситуация развития (единица – переживание)Ведущая деятельностьНовообразования
Новообразования возраста эмоциональные отношениясамоопределениепланирование
Эмоциональные отношения эмоциональная независимость от взрослых установление новых отношений со сверстникамиразвитие самосознания, становление субъективной реальности на предмете сексуальных, когнитивных, социальных измененийпринятие своей внешности и возрастающая самостоятельность.
Самоопределение САМОопределениесамоОПРЕДЕЛЕНИЕСамооПРЕДЕЛение
Самоопределение самоопределение или готовность к самоопределению (личностное, жизненное, профессиональное самоопределение, самоопределение как формирование мировоззрения, как выбор в сексуальных отношениях, религиозная и политическая идентичность)саморефлексияпоявление жизненных планов
Планирование достижение «чувства взрослости» ставит перед собой задачи и путем согласования ресурсов, притязаний и условий решает ихформирование жизненного плана (не только конечная цель, но и способы ее достижения, план потенциально возможных действий)
Компоненты жизненного плана ЦелиРесурсыУсловияСпособы согласования
Динамика развития жизненного плана
Динамика развития элементов жизненного плана в юношеском возрасте
Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии носят характер задуманного пробного действия. Для него важен «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей.
Эффективный жизненный план: связи между событиями – иерархия целей; конфликтность – условия (трудность жизненного пути); способность оценивать средства – события прошлого как ресурсы для настоящего; насыщенность, рациональность и стратегичность – способы согласования ресурсов, условий и целей.
Возрастное самочувствие - набор себяощущений, получаемых в типичных формах взаимодействия со средой, дающий человеку возможность почувствовать, определить себя во времени и пространстве, адекватно своему возрасту