Урок в соответствии с ФГОС ООО Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок А М. Трещёв, проректор по учебной работе 900igr.net
Урок Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект Мотивационно – целеполагающий Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих деятельность учащихся Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
ФГОС ООО «18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна … обеспечивать: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок; формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.); Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
ФГОС ООО овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет».
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия.
ВИДЫ УУД личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение) действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом) действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Общеучебные, включая специально-предметные действия Универсальные логические действия Постановка и решение проблемы
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний
ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ использование знаково-символической записи математического понятия; владение монологической и диалогической формами речи; формирование ценностных ориентаций; умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; работа по алгоритму, с памятками, правилами; совершенствование навыков работы в группе; моделирование; умение выражать свои мысли
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо: Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт; Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам. Поэтому в структуру современного урока следует внести новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.
Подходы к управлению образовательной деятель-ностью (системно-деятельностный подход). Целенаправленность, определяющая образ «идеального выпускника», обладающего сформированными компетентностями, что создаёт необходимость постановки конкретных диагностируемых задач деятельности педагогов, направленной на поэтапное достижение указанной цели.
Индивидуализация Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий развития целевых компетентностей. Индивидуальные траектории развития различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и усло-виям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особеностей конкретного ученика, выявляемых в ходе ежеурочного анализа процесса и результатов образовательной деятельности.
Актуализация Определяет направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Социальное взаимодействие Использование в образовательной деятельности коллек-тивных форм развития личности обучающихся.
Диалогичность Организация образовательной деятельности как диалогового взаимодействия субъектов.
Преемственность Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая условием реализации других принципов.
Требования ФГОС ООО к современному уроку Целеполагание (технология SMART) Specific – конкретная; Measurable – измеримая; Achievable – достижимая; Realistiс – реалистичная; Timed – определённая по времени. Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные); Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) Мотивация Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания
Практическая значимость знаний и способов деятельности Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. Отбор содержания. Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
Построение каждого этапа урока по схеме Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: - характеристика задания; - мотивационная часть - содержание (условия, вопрос) - инструкция по выполнению - время выполнения - образец или описание ответа - критерии оценки - методический комментарий
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика Наличие блоков самостоятельного получения знаний Работа с различными источниками информации Организация парной или групповой работы Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе Использование системы контроля и взаимоконтроля Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта рефлексия Осознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка Деятельности обучающихся Формирование положительной учебной мотивации Психологический комфорт и условия здоровьесбережения
Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников
Главная методическая цель достигается следующими путями (1): Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
Главная методическая цель достигается следующими путями (2): Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля
Урок открытия нового знания (ОНЗ) Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Структура урока открытия нового знания 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу») попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
3. Этап выявления места и причины затруднения. Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.
применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке
учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
Урок отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа. Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.
Структура урока рефлексии 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, – определений, алгоритмов, свойств и т.д. активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднения выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе – выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)
5. Этап реализации построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) – с помощью предложенного эталона для самопроверки
в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели: организуется обсуждение типовых затруднений проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки
проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу
8. Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности оценивают собственную деятельность на уроке намечают цели последующей деятельности в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)
Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Структура урока общеметодологической направленности 1. Этап мотивации 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. Этап включения изученного в систему знаний 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Урок развивающего контроля Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия. На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на 2 уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Первый урок. Проведение контрольной работы. Структура урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу») установить форму и процедуру контроля предъявить критерий выставления оценки
Для реализации этой цели требуется: определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу») установить форму и процедуру контроля предъявить критерий выставления оценки
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение контролируемых способов действий (норм) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы
организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок) предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию
Второй урок. Анализ контрольной работы. Структура урока: 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. Для реализации этой цели необходимо: организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» – «надо» – «могу») и формулировку ими основной цели урока проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости –согласование их оценок с оценкой учителя
Далее учащиеся, которые допустили ошибки: уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, развитию умения критериально обосновывать свою точку зрения.
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)
5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки
в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: обсуждение типовых ошибок проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки
провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Этап решения заданий творческого уровня. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся: При положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате предыдущего этапа: повторяют предыдущий этап, но другого варианта
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности; осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: проговаривают механизм деятельности по контролю анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления
называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов оценивают полученные результаты собственной деятельности при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) намечают цели последующей деятельности
* Трещёв А.М., [email protected], тел.: 61-08-25