PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Педагогика / Урок в рамках ФГОС
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Урок в рамках ФГОС


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Урок в рамках ФГОС


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Урок в соответствии с ФГОС ООО Основным элементом системы профессиональной деяте
Описание слайда:

Урок в соответствии с ФГОС ООО Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок А М. Трещёв, проректор по учебной работе 900igr.net

№ слайда 2 Урок Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно
Описание слайда:

Урок Управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой.

№ слайда 3 В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конц
Описание слайда:

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

№ слайда 4 Первый аспект Мотивационно – целеполагающий Цель современного урока должна быть
Описание слайда:

Первый аспект Мотивационно – целеполагающий Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объём изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

№ слайда 5 Второй аспект современного урока  - Деятельностный Новым смыслом урока является 
Описание слайда:

Второй аспект современного урока  - Деятельностный Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из неё только отдельные приёмы.

№ слайда 6 Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих деятельность у
Описание слайда:

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих деятельность учащихся Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

№ слайда 7 ФГОС ООО «18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа ф
Описание слайда:

ФГОС ООО «18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна … обеспечивать: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок; формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.); Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

№ слайда 8 ФГОС ООО овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия
Описание слайда:

ФГОС ООО овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет».

№ слайда 9 ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: развитие у ученика способности самостоя
Описание слайда:

ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

№ слайда 10 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Близкие понятия: общеучебные умения, общепознават
Описание слайда:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Близкие понятия: общеучебные умения, общепознавательные действия, общие способы деятельности, надпредметные действия.

№ слайда 11 ВИДЫ УУД личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Описание слайда:

ВИДЫ УУД личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

№ слайда 12 ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненн
Описание слайда:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение) действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом) действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)

№ слайда 13 РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция О
Описание слайда:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

№ слайда 14 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Общеучебные, включая специально-предметные действия Универсал
Описание слайда:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Общеучебные, включая специально-предметные действия Универсальные логические действия Постановка и решение проблемы

№ слайда 15 КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Пос
Описание слайда:

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний

№ слайда 16 ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ использование знаково-символической записи математическог
Описание слайда:

ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ использование знаково-символической записи математического понятия; владение монологической и диалогической формами речи; формирование ценностных ориентаций; умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их; работа по алгоритму, с памятками, правилами; совершенствование навыков работы в группе; моделирование; умение выражать свои мысли

№ слайда 17 Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо: Сформировать перви
Описание слайда:

Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо: Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт; Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

№ слайда 18 Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы у
Описание слайда:

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам.  Поэтому в структуру современного урока следует внести новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

№ слайда 19 Подходы к управлению образовательной деятель-ностью (системно-деятельностный под
Описание слайда:

Подходы к управлению образовательной деятель-ностью (системно-деятельностный подход). Целенаправленность, определяющая образ «идеального выпускника», обладающего сформированными компетентностями, что создаёт необходимость постановки конкретных диагностируемых задач деятельности педагогов, направленной на поэтапное достижение указанной цели.

№ слайда 20 Индивидуализация Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий
Описание слайда:

Индивидуализация Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий развития целевых компетентностей. Индивидуальные траектории развития различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и усло-виям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особеностей конкретного ученика, выявляемых в ходе ежеурочного анализа процесса и результатов образовательной деятельности.

№ слайда 21 Актуализация Определяет направленность формирования личности каждого обучающегос
Описание слайда:

Актуализация Определяет направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

№ слайда 22 Социальное взаимодействие Использование в образовательной деятельности коллек-ти
Описание слайда:

Социальное взаимодействие Использование в образовательной деятельности коллек-тивных форм развития личности обучающихся.

№ слайда 23 Диалогичность Организация образовательной деятельности как диалогового взаимодей
Описание слайда:

Диалогичность Организация образовательной деятельности как диалогового взаимодействия субъектов.

№ слайда 24 Преемственность Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе ра
Описание слайда:

Преемственность Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая условием реализации других принципов.

№ слайда 25 Требования ФГОС ООО к современному уроку Целеполагание (технология SMART) Specif
Описание слайда:

Требования ФГОС ООО к современному уроку Целеполагание (технология SMART) Specific – конкретная; Measurable – измеримая; Achievable – достижимая; Realistiс – реалистичная; Timed – определённая по времени. Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные); Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) Мотивация Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания

№ слайда 26 Практическая значимость знаний и способов деятельности Учитель должен показать о
Описание слайда:

Практическая значимость знаний и способов деятельности Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. Отбор содержания. Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

№ слайда 27 Построение каждого этапа урока по схеме Постановка учебного задания – деятельнос
Описание слайда:

Построение каждого этапа урока по схеме Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: - характеристика задания; - мотивационная часть - содержание (условия, вопрос) - инструкция по выполнению - время выполнения - образец или описание ответа - критерии оценки - методический комментарий

№ слайда 28 Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на ка
Описание слайда:

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика Наличие блоков самостоятельного получения знаний Работа с различными источниками информации Организация парной или групповой работы Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе Использование системы контроля и взаимоконтроля Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности

№ слайда 29 Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающих
Описание слайда:

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта рефлексия Осознание себя в процессе деятельности Качественная положительная оценка Деятельности обучающихся Формирование положительной учебной мотивации Психологический комфорт и условия здоровьесбережения

№ слайда 30 Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностн
Описание слайда:

Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

№ слайда 31 Главная методическая цель достигается следующими путями (1): Ход познания – «от
Описание слайда:

Главная методическая цель достигается следующими путями (1): Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

№ слайда 32 Главная методическая цель достигается следующими путями (2): Коллективный поиск,
Описание слайда:

Главная методическая цель достигается следующими путями (2): Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

№ слайда 33 Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нов
Описание слайда:

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

№ слайда 34 Урок открытия нового знания (ОНЗ) Деятельностная цель: формирование у учащихся у
Описание слайда:

Урок открытия нового знания (ОНЗ) Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов

№ слайда 35 Алгоритм конструирования урока открытия нового знания 1. Выделить и сформулирова
Описание слайда:

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог. 8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. 9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления. 10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

№ слайда 36 Структура урока открытия нового знания 1. Этап мотивации (самоопределения) к уче
Описание слайда:

Структура урока открытия нового знания 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

№ слайда 37 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действ
Описание слайда:

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

№ слайда 38 актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу») попы
Описание слайда:

актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу») попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

№ слайда 39 3. Этап выявления места и причины затруднения. Основная цель этапа – организоват
Описание слайда:

3. Этап выявления места и причины затруднения. Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

№ слайда 40 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Основной целью этапа построени
Описание слайда:

4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

№ слайда 41 выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый спо
Описание слайда:

выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

№ слайда 42 5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построе
Описание слайда:

5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

№ слайда 43 применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение зафикс
Описание слайда:

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

№ слайда 44 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Основной целью
Описание слайда:

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

№ слайда 45 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа
Описание слайда:

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

№ слайда 46 организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону создать (по возможн
Описание слайда:

организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

№ слайда 47 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основной целью этапа рефлексии у
Описание слайда:

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

№ слайда 48 учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степ
Описание слайда:

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

№ слайда 49 Урок отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся с
Описание слайда:

Урок отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

№ слайда 50 Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление з
Описание слайда:

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

№ слайда 51 Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описыва
Описание слайда:

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа. Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

№ слайда 52 Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопро
Описание слайда:

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

№ слайда 53 Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным
Описание слайда:

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

№ слайда 54 Структура урока рефлексии 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной де
Описание слайда:

Структура урока рефлексии 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

№ слайда 55 актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («над
Описание слайда:

актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»)

№ слайда 56 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подго
Описание слайда:

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, – определений, алгоритмов, свойств и т.д. активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

№ слайда 57 организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение учащимися сам
Описание слайда:

организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

№ слайда 58 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации
Описание слайда:

3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднения выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений

№ слайда 59 В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую прове
Описание слайда:

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе – выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

№ слайда 60 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Осно
Описание слайда:

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

№ слайда 61 выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили
Описание слайда:

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

№ слайда 62 5. Этап реализации построенного проекта Основной целью этапа реализации построен
Описание слайда:

5. Этап реализации построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) – с помощью предложенного эталона для самопроверки

№ слайда 63 в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для са
Описание слайда:

в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

№ слайда 64 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель – закрепление спосо
Описание слайда:

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой цели: организуется обсуждение типовых затруднений проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

№ слайда 65 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа с
Описание слайда:

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки

№ слайда 66 проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаков
Описание слайда:

проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу

№ слайда 67 8. Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в
Описание слайда:

8. Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

№ слайда 68 9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельн
Описание слайда:

9. Этап рефлексии деятельности на уроке. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности оценивают собственную деятельность на уроке намечают цели последующей деятельности в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

№ слайда 69 Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у уча
Описание слайда:

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

№ слайда 70 Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, св
Описание слайда:

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

№ слайда 71 Структура урока общеметодологической направленности 1. Этап мотивации 2. Этап ак
Описание слайда:

Структура урока общеметодологической направленности 1. Этап мотивации 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи 4. Этап включения изученного в систему знаний 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

№ слайда 72 Урок развивающего контроля Уроки развивающего контроля проводятся в завершение и
Описание слайда:

Урок развивающего контроля Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия. На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

№ слайда 73 Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала,
Описание слайда:

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа: 1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

№ слайда 74 Эти этапы проводятся на 2 уроках, которые разделены временем, необходимым учител
Описание слайда:

Эти этапы проводятся на 2 уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

№ слайда 75 В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают
Описание слайда:

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

№ слайда 76 При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирова
Описание слайда:

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

№ слайда 77 Первый урок. Проведение контрольной работы. Структура урока: 1. Этап мотивации (
Описание слайда:

Первый урок. Проведение контрольной работы. Структура урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу») установить форму и процедуру контроля предъявить критерий выставления оценки

№ слайда 78 Для реализации этой цели требуется: определить основную цель урока и создать усл
Описание слайда:

Для реализации этой цели требуется: определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу») установить форму и процедуру контроля предъявить критерий выставления оценки

№ слайда 79 2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью этапа актуализ
Описание слайда:

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение контролируемых способов действий (норм) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы

№ слайда 80 организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению конт
Описание слайда:

организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок) предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

№ слайда 81 Второй урок. Анализ контрольной работы. Структура урока: 3. Этап локализации инд
Описание слайда:

Второй урок. Анализ контрольной работы. Структура урока: 3. Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. Для реализации этой цели необходимо: организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» – «надо» – «могу») и формулировку ими основной цели урока проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости –согласование их оценок с оценкой учителя

№ слайда 82 Далее учащиеся, которые допустили ошибки: уточняют алгоритм исправления ошибок (
Описание слайда:

Далее учащиеся, которые допустили ошибки: уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений

№ слайда 83 Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоно
Описание слайда:

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, развитию умения критериально обосновывать свою точку зрения.

№ слайда 84 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этап
Описание слайда:

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

№ слайда 85 выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили
Описание слайда:

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

№ слайда 86 5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построе
Описание слайда:

5. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки

№ слайда 87 в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для са
Описание слайда:

в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу) Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

№ слайда 88 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основной целью этапа обобщения за
Описание слайда:

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: обсуждение типовых ошибок проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение

№ слайда 89 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа
Описание слайда:

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки

№ слайда 90 провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково рез
Описание слайда:

провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

№ слайда 91 8. Этап решения заданий творческого уровня. Основной целью этапа включения в сис
Описание слайда:

8. Этап решения заданий творческого уровня. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся: При положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой

№ слайда 92 выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном резул
Описание слайда:

выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем При отрицательном результате предыдущего этапа: повторяют предыдущий этап, но другого варианта

№ слайда 93 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности Основной целью этапа реф
Описание слайда:

9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности; осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: проговаривают механизм деятельности по контролю анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления

№ слайда 94 называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия
Описание слайда:

называют способы действий, вызвавшие затруднение фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов оценивают полученные результаты собственной деятельности при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) намечают цели последующей деятельности

№ слайда 95 * Трещёв А.М., smkasu@aspu.ru, тел.: 61-08-25
Описание слайда:

* Трещёв А.М., [email protected], тел.: 61-08-25

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru