Теоретико-методологические основы ФГОС Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО, д-р пед. наук
Теоретическая основа – концепция ФГОС
ФГОС – конституционная норма Ст. 34: «РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования»
ФГОС – конвенциональная норма Солидарная ответственность за результаты образования
Изменение структуры деятельности субъектов образования Репродукция Инновации
Социальные эффекты
ФГОС - рамочный документ
Требования К результатам освоения основной образовательной программы К структуре основной образовательной программы К условиям реализации основной образовательной программы
Результаты освоения ООП Личностные Метапредметные Предметные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Структура ООП Пояснительная записка Планируемые результаты освоения ООП Учебный план Программа формирования УУД Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры ЗиБОЖ Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов
Требования к условиям реализации ООП Кадровые условия Финансовые условия Материально-технические условия Информационно-образовательная среда Учебно-методическое и информационное обеспечение
«Цель школьного обучения – формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей владение новыми компетенциями».
Методологическая основа – признанные научные подходы
Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности … (БЭС)
Научные подходы – основа ФГОС
Компетентностный подход Возник из-за проблемы «знаниего» подхода: «Знаю, но не могу применить» Цель - компетентность – результат когнитивного научения, компетенция –«знание в действии» Виды компетенций: личностная, коммуникативная, социальная, интеллектуальная, общекультурная и др. Средства – интерактивные образовательные технологии
Проблемно ориентированное развивающее образование Авторитет – Л.В. Занков Цель – максимальная эффективность обучения Средства –дидактическая система Принципы
Личностно ориентированное развивающее образование Авторы – В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская Цель – развитие каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и личностного профиля Средства – переход от педагогической учебной ситуации к проблемной и далее к образовательной Принцип: учитель и ученик – равноправные партнёры
Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Авторы – А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов и др. Цель – многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личностных смыслов Средства – создание образовательных пространств разного уровня (урок, исследовательская деятельность вне урока, дистанционное обучение) Принцип – природособразность в обучении и воспитании
Контекстный подход Автор А.А. Вербицкий Цель – согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом Средства - использование образовательного потенциала всех уровней кросс-культурного контекста (мир, страна, СМИ и К, ОУ, семья) Методический инструмент – проблемная ситуация в единстве предметности и социальности
Системно-деятельностный подход Основоположники – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин Цель – обучение, «ведущее за собой развитие», осуществляемой в «зоне ближайшего развития» на основе системы научных понятий Средства – формирование учебных действий моделирующе-преобразующего характера; поэтапное формирование умственных действий и понятий; 6 этапов интериоризации действия
ФГОС – новизна для всех