МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» Технология анализа конкретных ситуаций в преподавании географии
«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде» Э.Ловелл
Case-Method позволяет реализовать концепцию практикующего научения в классе CASE- конкретная ситуация (КС) Описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Преподавание права в Гарвардской школе бизнеса, 1908 год Культурологическая основа –принцип прецедента или случая, существующий в англосаксонском праве и служащий важным критерием в принятии решений
Потенциал метода кейсов Способствует развитию умений: Анализировать ситуации; Оценивать альтернативы; Выбирать оптимальный вариант решений; Составлять план осуществления решений
Чему учит метод конкретных ситуаций Учит быть объективными Новому видению самих ситуаций Передает обобщенный опыт Помогает стать восприимчивым к другому мнению
Требования к содержанию кейса Кейс – это конкретная ситуация (случаи, факты, решения), имевшая место в течение какого-то времени. Информация не представляет полного описания, а носит ориентирующий характер. Для построения логичной модели допускается дополнять кейс данными, которые могли иметь место в действительности
Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс.
Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.
Выбор кейсов Хороший кейс рассказывает. Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Хороший кейс включает цитаты из источников. Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику. Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Хороший кейс требует решения проблем. Хороший кейс прививает профессиональные навыки
Модерация работы с кейсом Задача кейсового метода – максимально активизировать каждого обучающегося и вовлечь его в процесс анализа ситуаций и принятия решений. Данный метод предполагает командную работу. В каждой группе есть свой модератор, который отвечает за организацию работы подгруппы. После завершения работы модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы.
Обучение кейсовым методом
Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом: - записать цель (тему), над которой предстоит работать группе; - выписать вопросы, сформулированные в задании; - по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору); - сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.
При обсуждении проблемы можно использовать метод мозговой атаки
1. Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна быть выслушана. 2. Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию. 3. Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей. 4. После того, как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения. 5. Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.
Методы работы с кейсом Каждая группа разрабатывает только одну тему кейса Все группы одновременно работают над одной и той же темой кейса Метод модерации обучает работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени
Техническая работа модератора Предложение идеи: фиксирует все идеи; регулирует поток идей. Дискуссия по выдвинутым идеям: фиксирует мнения об идеях; регулирует поток высказываний; группирует высказывания.
Анализ и принятие решений Записывается цель (тема), над которой работает группа Выписываются вопросы, конкретизирующие данную тему Высказываются мнения, модератор их записывает Формулируется результирующее мнение, которое будет являться решением задачи Представление результатов работы по темам: на одной странице готовится резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы). Выступление модератора в течение 10 минут. Итог подводит учитель.
Определение целей обучения кейсовым методом Обучающийся: Умеет принять нужное решение в кейсе Показывает способность мыслить логически Умеет представить анализ в убедительной и обоснованной форме Обладает здравым смыслом Умеет выделять и оценивать основные вопросы Показывает готовность и способность применять аналитическое мышление и количественный анализ Умеет выходить за рамки конкретной ситуации 8. Способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные
Пакет кейсов в обучении Вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы) Предоставление информации (знаний по теме) Стратегический кейс (развитие умений анализировать среду) Исследовательский кейс (схож с проектом) Кейс, имеющий целью развитие определенных навыков (детализированный)
Форма и структура кейса Комплексный (модульный) кейс содержит 20 и более страниц информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т.п. Кейс-изложение содержит рассказ о каких-либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы Кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения Кейс-практическая задача содержит небольшой или средний объем информации Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста
Что необходимо помнить при организации? корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки; успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации — альтернатив; необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы — требований к содержанию альтернатив и их обоснование; при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления; при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
Условия эффективности технологии КС Необходимость наличия у учащихся: базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС.
Условия эффективности технологии КС Что требуется от учителя? Готовность к: формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения.
Роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта» в зависимости от подхода к нему может быть эффективным средством изучения либо географии, либо литературы, либо психологии. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны обучающихся
Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Обучающиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев. При обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить местных специалистов
Они могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Материалы могут быть размещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении
- Научная статья; - научная монография; научный отчет – актуальность и новизна материала. Научные публикации выполняют две функции: 1) выступают составляющими кейса, 2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса
Примеры конкретных ситуаций Ситуация № 1. Стратегическая ситуация Руководство Уральского федерального округа запланировало реконструкцию доменных печей в г.Первоуральске. В каком направлении возможна реконструкция? Оцените условия для реконструкции. Предложите свой вариант решения проблемы. Средства решения проблемы: карты Урала, статьи Интернет-СМИ, информация об экологической ситуации на Урале, статистические материалы по населению Среднего Урала.
Ситуация № 2. Case-Study-Method – скрытые проблемы- Вы – команда управления алюминиевого завода в г. Братске. Как вы будете распределять полученную на предприятии прибыль в условиях сегодняшнего экономического кризиса? На какие цели и в каких пропорциях она будет израсходована и почему? Средства: карты Красноярского края, Интернет-ресурсы (финансовые отчеты о прибыли предприятия за последний год, состав и характеристика выпускаемой продукции, кадровый состав предприятия, социальная составляющая деятельности предприятия, его роль в городе и крае и т.д.).
Ситуация № 3. Функциональная ситуация Некоторые экологи считают, что если мы хотим сохранить жизнь на Земле, то должны заставить себя согласиться на меньшее количество продуктов питания и услуг, в том числе и электроэнергии. Актуально ли данное утверждение для нашей страны? Обоснуйте свою точку зрения. Средства: данные ежемесячного расхода электроэнергии каждой семьи (анализ семейных расходов – домашняя заготовка), отчет РАО ЕЭС о расходовании электроэнергии в России за 2008 год (Интернет), карта «Электроэнергетика России».
Источники: Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с. http://www.educ.sfu.ca/case http://www.pace.edu/CTRCaseStudies http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html http://www.e-xecutive.ru/workshopъ http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1