Специальная психология Баширова Т.Б. канд.пед.наук, доцент кафедры коррекционно-развивающего обучения ИИПКРО
Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению в широкую общественную среду и активной деятельности в ней. Специальная психология – наука, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями в развитии. Занимается изучением особенностей, закономерностей и механизмов становления и функционирования их психики.
Трудности развития Это временные или постоянные помехи для полноценного овладения любой психической деятельностью, в том числе и учебной, а также для появления психологических новообразований, составляющих сущность развития. Помехи могут быть внешними (ухудшенная социальная ситуация развития); Внутренними, обусловленными спецификой мозговой организации или другими нарушениями функциональных систем организма.
Традиционно сложились следующие разделы специальной психологии: Специальная психология как совокупность знаний об общих закономерностях нарушений развития, принципах и методах их изучения. Психология детей и подростков с нарушениями в развитии, задачами которой является изучение специфических особенностей, присущих каждому нарушению в отдельности. Психологическая дифференциальная диагностика нарушений развития, включающая в себя знания об её задачах, принципах, методах и методиках, диагностических процедурах и диагностических заключениях.
Цель специальной психологии Определение путей социализации, обоснование адекватных систем обучения и воспитания детей, имеющих нарушения развития, поиск подходов к компенсации разнообразных трудностей, предупреждающих их усугубления.
Задачи специальной психологии Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с различными видами нарушений в нем. Разработка диагностических методов и методик, позволяющих своевременно и правильно квалифицировать характер трудностей развития. Психологическое обоснование коррекционных подходов к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями развития. Организация психолого-педагогического сопровождения детей, способствующего коррекции и препятствующего усугублению трудностей развития.
Методологические принципы Принцип объективности; Принцип детерминизма; Принцип системного подхода; Принцип единства сознания и деятельности; Принцип развития; Принцип учета причин нарушенного развития; Принцип учета первичного дефекта; Принцип учета возрастных особенностей; Принцип учета потенциальных возможностей; Комплексности.
Основные закономерности нарушений развития: Замедление нормальной интеграции и дифференциации высших психических функций и нарушение межфункциональных взаимодействий в ходе их становления; Специфика и затруднения в овладении различными видами деятельности; Дивергенция биологического и социального планов развития; Поливариативность отклоняющегося развития, связанная с биологической полиморфностью нарушений и вариативностью социальных условий.
Психологические параметры дизонтогене за Функциональной локализации; Время поражения; Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами; Межфункциональные связи.
Типологизация трудностей развития Тотальные трудности; Системные трудности; Парциальные трудности
Парциальные (отдельные) трудности развития Это своеобразие формирования отдельных психических функций или компонентов при соответствии отдельных психических функций или компонентов при соответствии возрастным нормативам большинства параметров психического развития и отсутствии в деятельности и поведении отклонений, значительно нарушающих социальную адаптацию.
Виды парциальных трудностей развития: Трудности «физиологического» характера – связаны с особенностями мозговой организации и мелкими мозговыми повреждениями. Это недостаточность зрительно-моторной координации, разных видов гнозиса, произносительной стороны речи, фонематических процессов, конрструктивного праксиса; Трудности «квазипсихологического» характера имеют нейропсихологическую основу: конституционально обусловленными особенностями темперамента, спецификой межполушарного взаимодействия, особенностями модальностей восприятия информации и т.д. Трудности «психологического» характера проявляются в том, что ребенок не овладел определенными знаниями, умениями, навыками, или выработались нежелательные стереотипы поведения в том числе защитные и компенсаторные.
Системные или сложные трудности развития: Системность нарушений заключается в том, что, во-первых, они проявляются в разных функциональных системах психики, а во-вторых, сочетание разных диагностических признаков-симтомов образует своеобразные симптомокомплексы, которые также системны.
Типы системных трудностей развития: Нарушения умственной работоспособности вследствие астенического и церебрастенического синдромов; Невротические и неврозоподобные расстройства; Проявления вегетатино-висцеральных дисфункций; Проявления нерезко выраженных двигательных расстройств; Нарушения общения вследствие речевых нарушений, нерезко выраженных дефектов слуха, минимальных проявлений РДА; Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения вследствие синдрома ММД, текущих психических заболеваний, последствий внутриутробной алкогольной интоксикации, лишения родительской заботы.
Два типа нарушений работоспособности: Первая группа (нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью): - астенические состояния у соматически ослабленных детей; -церебрастенические состояния; -астено-невротические состояния соматогенной и церебральноорганической природы; - астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов. Вторая группа (нарушения работоспособности в связи с расстройствами поведения): -ситуационные реакции с нарушением поведения; -невротические и неврозоподобные состояния; -психогенное патологическое формирование личности; -невропатии; -мутизм; -синдром РДА и др.
Тотальные трудности развития – психический дизонтогенез В результате дефекта качественно изменяется социальная ситуация развития ребенка; Ребенок не может соответствовать социально-психологическому нормативу; Социально-психологический норматив – это система требований, которые общество предъявляет человеку на каждой ступени его развития; Заключаются в несоответствии большинства показателей психического развития ребенка возрастным нормативам, качественном своеобразии всех сфер его психики; Результатом становится специфичность и неполноценность формирования любой деятельности и недостаточная адекватность поведения; Без специальной коррекционно-развивающей работы адаптация к социуму невозможна.
Виды отклоняющегося развития Общее психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дисгармоническое психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие