Психологическая характеристика умственно отсталых детей
моторика Младенческий возрастПозднее своих сверстников начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходитьДошкольный возрастДвижения отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью, импульсивностью – причины затруднения овладения простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания
внимание Преимущественно непроизвольноеНебольшой объемНеустойчивостьТрудность переключенияНевнимательность в определенной мере обусловлена слабостью волевой сферы. Дети не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать не отвлекаясь.
интересы Дошкольный возрастСвязаны с занимательностью выполняемой деятельностьюМало интенсивныНеглубокиОдносторонниСитуативныНедифференцированныВызываются преимущественно физиологическими потребностямиШкольный возрастНедостаточная осознанностьПреобладание личных интересов над остальнымиПознавательный интерес обнаруживается как реакция на отдельные занимательные факты, события, которая не перерастает в интерес к предмету как к области знаний
Нарушения процессов ощущения и восприятия Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков:Замедленный и суженный объем зрительного восприятия:последовательное восприятие;не усматривают связи между объектами;не различают выражения лиц на картинках;не понимают перспективу предметов из-за их разной удаленности на картинке.
Нарушения процессов ощущения и восприятия Недифференцированность восприятия:неспособность различать сходные предметы при попытке их узнать;затруднения при специфическом узнавании предметов;объединение малосходных оттенков в одну группу. Инактивность восприятия:отсутствие стремления рассмотреть и разобраться в деталях предмета;неспособность опознать предметы, расположенные с необычном ракурсе.Нарушение константности восприятия:затруднения в сохранении определенной величины предмета по мере его удаления;недостаточное восприятие глубины изображений на картинках.
Нарушения процессов ощущения и восприятия Затруднения в распознавании объемных и контурно выполненных предметов посредством осязания;Затруднения в кинестетическом восприятии (ориентировка своего тела в пространстве);Недифференцированность мышечных ощущений (при сравнении предметов на вес руками);Замедленное и с затруднениями различение звуков (ориентировка на звук);Нарушение, мотивационного компонента восприятия (личностного отношения).
Вывод Изменения зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых восприятий, а также затруднение анализа и синтеза воспринимаемого препятствуют созданию адекватной ориентировке в окружающем и внутренней среде и установлению наиболее полных связей и отношений между объектами реального мира