Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Я живу в России, я живу на Дону» МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко» р.п.Усть-Донецкий
Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: привитие детям чувства любви к России, к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям казаков. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким. Расширение представлений о России, как о родной стране, о Донском крае, поселке, в котором живем. Воспитание патриотизма, уважения культуре и истории России, донского казачества.
О важности нравственно-патриотического воспитания говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Потребность общества в личности нового типа – любящей свою Родину, духовно и нравственно развитой – будет, несомненно, возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе главное место займет патриотическое воспитание. Потребность общества в личности нового типа – любящей свою Родину, духовно и нравственно развитой – будет, несомненно, возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе главное место займет патриотическое воспитание.
Система работы, которую мы предлагаем, строится на базе созданной нами благоприятной образовательно-воспитательной среды, способствующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а также творческого сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. Система работы, которую мы предлагаем, строится на базе созданной нами благоприятной образовательно-воспитательной среды, способствующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка, а также творческого сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. Тематическое планирование представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются и при этом раскрывают многообразные связи предметно-практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы.
Используемые методы погружения ребенка в национальный быт, мелодику речи, создают естественную среду для овладения историей, традициями, укладом жизни казаков и, таким образом, формируют любовь России в целом и к Донскому краю в частности. Используемые методы погружения ребенка в национальный быт, мелодику речи, создают естественную среду для овладения историей, традициями, укладом жизни казаков и, таким образом, формируют любовь России в целом и к Донскому краю в частности. Формирование патриотических чувств и духовности осуществляется в ходе непосредственно-образовательной деятельности, а также в свободной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в строгие рамки. Это ежедневное постоянное общение воспитателя с детьми, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине.
В основу работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников положена учебно-воспитательная программа «Родничок» Титаренко Н.И., являющаяся частью Образовательной программы МБДОУ. Целью парциальной программы «Родничок» состоит в создании условий, обеспечивающих становление опыта жизнедеятельности ребенка через освоение средств народной мудрости, целенаправленно включенных в образовательный процесс МБДОУ. Основные задачи программы: Расширение представления ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту народов юга России. Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций. Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности в МБДОУ семье. Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
Формы организации работы: Индивидуальные и групповые беседы Чтение и обсуждение сказок, пословиц, поговорок Знакомство с традициями и обычаями народов донского края Экскурсии по родному поселку (освоение полученных представлений в самостоятельной деятельности и общении) Игры народов донского края Подготовка и проведение обрядовых и традиционных праздников (Масленица, Рождество и т.д.) Тематические экскурсии в мини-музей ДОУ «Казачья горница»
Сроки и этапы реализации проекта Проект рассчитан на 2 года – старшая и подготовительная группы. 1 этап – теоретический Определение степени осведомленности воспитанников и их родителей по данной теме (анкеты, опросы, диагностика). Изучение литературы и подбор интернет-ресурсов по теме, составление тематического планирования, подбор дидактических пособий. 2 этап – практический Реализация мероприятий, отраженных в тематическом планировании. З этап – диагностический Диагностика воспитанников по теме, наблюдения за свободной деятельностью детей, анкетирование родителей. 4 этап – заключительный Оформление итогов в виде презентации.
Наглядные пособия и литература по теме
Дидактические игры
Традиционные и обрядовые праздники
Спортивные праздники с использованием русских народных и казачьих игр
Празднование Дня России
Выступление на фестивале детского творчества «Вместе весело шагать»
Взаимодействие с духовно-нравственным объединением «Истоки» и посещение Свято-Ильинского Храма
Посещение ЦСО с праздничными концертами
Мини-музей «Казачья горница»
Казачий курень на участке подготовительной группы
Беседы с настоятелем Свято-Ильинского храма отцом Борисом
Литература: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханаева. Программа 2002г. Санкт-Петербург. В.И. Кузнецов «История донского края». Опыт 1971. Ростов-на-Дону О.А. Ботякова «Солнечный круг» Детский народный календарь 2004г. Санкт-Петербург. В.С. Левченко «Знай свой край. С чего начинается Родина». Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Л.А. Кондрыкинской «Любить труд на родной земле» Н.Н. Кокорева, Л.К. Бондаренко
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко» Клименкова Людмила Владимировна