Проблема поощрения и наказания младших школьников
В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.
Проблемой поощрения и наказания в своих трудах и сочинениях занимались такие педагоги, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак, В.Я. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.
Если мы до сих пор применяем поощрение и наказание, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрение и наказание станут ненужными.
Детям необходимо, чтобы их хвалили, это повышает их самооценку, стремление учиться. Этого можно достигнуть с помощью метода ПООЩРЕНИЕ.
Поощрение – это признание, положительная оценка поведения или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме.И.Ф. ХарламовПоощрение – положительная оценка действий воспитанников.И.П. ПодласыйПоощрение – метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым. “Педагогическая энциклопедия”
Формы поощрения
Педагогические требования к поощрению Поощрение должно быть справедливым.Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.Необходимо учитывать возрастные особенности детей.Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.Не злоупотреблять и не захваливать.Использовать различные меры поощрения.Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется. Поощрение должно быть в присутствии детей.Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.
За что не следует хвалить? За то, что получено от природы.Из жалости (дети это чувствуют).Второй раз за одно и то же достижение.За то, что достигнуто не своим трудом.Из-за желания понравиться.
Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных
НАКАЗАНИЕ – еще одно средство воспитания.Изучим его психологические механизмы, нравственное применение.
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.Наказание – метод разрешения конфликтов, могущих возникнуть на основе противоречий между требованиями педагогов и коллектива, с одной стороны, и поведением отдельных детей – с другой.Наказание – мера воздействия против совершившего преступления, проступка.Наказание – метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на торможение нежелательных явлений в поведении детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путем наложения дополнительных обязанностей, лишения определенных прав или морального порицания.Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленные требования и нарушил нормы поведения.
Меры наказания, практикующиеся в школе Наложение дополнительных обязанностейЛишение или ограничение прав, удовольствийВыражение морального порицания, осужденияОценка и отметка за поведениеЗамечание, предупреждение, выговор, строгий выговорОтстранение от занятий, перевод в другой класс, отрядИсключение из общеобразовательного учреждения
Формы наказания
Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности
Педагогические требования к наказанию Наказание должно быть строго субъективнымСочетать наказание с убеждениемОтсутствие поспешности в применении наказанияПрименять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатовНаказание должно быть строго индивидуализированоНе злоупотреблять наказанием
Детей наказывают стыдом, а не кнутом
Идеальное воспитание – это воспитание без поощрения и наказания