6. «ПОЧЕМУ?» И «ДЛЯ ЧЕГО?» – ДВА КИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ и ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. Актуальность и практическая значимость исследования …Влюбленные в практику без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плыветЛеонардо да Винчи
Доктор психологических наук М.Н. Арцев «Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.». Актуальность исследовательской работы состоит в представлении того, как результаты работы позволяют решать те или иные научно-практические задачи.
Профессор В.В. Краевский «Исследование можно считать актуальным в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях:- во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики,во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи».
Актуальность работы Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.
Два основных направления характеристики практической значимости Первое связано с полученными в нём данными (что?), второе – с используемой методикой (как?) Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:- решения на их основе той или иной практической задачи;- проведения дальнейших научных исследований;- использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.
Пример.Тема работы «Высшая нервная деятельность. Темперамент в структуре личности. Влияние темперамента на выбор профессии» (2005 г., НОУ СОШ «Росинка». Автор работы – Исаева Мадина, 9 кл. Научный руководитель проекта – И.В. Таврель. Научные консультанты – учитель биологии Е.М. Зубкова, учитель информатики Р.Г. Вардумян). Прокомментируем актуальность данной работы.С точки зрения научной значимости: индивидуальные особенности нервной системы регулируют все функции организма, они являются показателями выраженности профессионально важных качеств и определяют индивидуальный стиль деятельности.
С социальной точки зрения: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.С личностной точки зрения: очень важно для каждого из нас понимание, что при любых выраженных особенностях нервной системы человек может добиться высокого уровня социальных и профессиональных достижений, но при условии учета своих личностных особенностей.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования рекомендаций по учёту качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.
Задание 5 – 7 классам: определите, в чем заключается актуальность исследования? В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца. Варианты ответа:Актуальность исследования в решении проблемы размещения предприятия.Актуальность исследования в решении проблемы строительства очистных сооружений.Актуальность исследования в жизненной необходимости решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде
Заполните первую часть паспорта проектной работы
P.S. Мы не случайно в названии этого параграфа вынесли два ключевых вопроса: «Почему?» и «Для чего?». Ответы на эти вопросы во многом определяют смысл и назначение исследования или проекта. Мы вообще полагаем, что поиск ответов на животрепещущие вопросы является движущей силой любого творческого процесса. Помните, как в знаменитом стихотворении Редярда Киплинга в переводе Самуила Яковлевича Маршака: Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, – Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.